«Боже, во что я влипла?» — прозвучало в моей голове, когда я узнала, что 10-дневный ретрит, на который мы приехали, оказался немного не тем, к чему я морально и физически подготовилась.
Что я ожидала? Десять интенсивный дней погружения в тибетскую практику буддизма, включающей лекции, медитации, йогу, правильное питания и прекрасное окружение. Подобно тому, что я уже проходила в Гвадалахаре, Мексике, в июле.
Здесь было все это плюс неожиданный СЮРПРИЗ.
Во-первых, само пространство: Даймонд Маунтан (что переводится как «алмазная гора») – место, куда приезжают люди со всего мира, чтобы испытать внутреннюю трансформацию.
Вы можете подумать, что такое красивое название, как «Алмазная гора» характеризует красоту и роскошь, но нет.
«Алмазная гора» названа в честь главного буддийского текста: «Алмазная сутра», в которой Будда учит своего последователя Субхути тому, как ему повторить подвиг Будды – достичь полного освобождения от страданий во благо всех живых существ.
Так вот, «алмазная гора» представляет собой огромный заповедник, распростертый на десятки километров. Здесь очень сухо и мало растительности. В это время года днем очень жарко, с утра и вечером прохладно.
На территории «алмазной горы» находятся 28 коттеджей, в которых размещаются люди, приезжающие сюда на свой духовный ретрит.
Нас было около 120 человек, кому-то повезло и он(а) получил(а) коттедж. Кто-то ночевал в обустроенных юртах, а некоторые даже палатках.
Оказалось, что нам повезло (везет здесь за отдельную плату). Нас разместили в двухкомнатном коттедже, в котором одна комната объединяла в себе кухню и столовую, вторая – спальню и гостиную. Также была ванная с горячей водой, но туалет (сюрприз #1) на улице.
Второй сюрприз был в том, что ретрит включал в себя три (три!!, целых три!!!) дня в полном молчании и индивидуальной практике. К этому я совсем не была готова, хотя раньше задумывалась о пользе подобного опыта.
Но совмещать физический дискомфорт от сухости/жары (коттедж днем накалялся так, что иногда мне казалось, что я не в кондиционированных штатах, а где-то в далекой Индии) и отсутствие некоторых базовых удобств с молчанием было некоторым вызовом. От сухости я часто переставала дышать носом. Это особенно вызывало дискомфорт ночью, когда я просыпалась с пересохшим ртом и принимала непростое решение: то ли выпить воды и рисковать необходимостью ночной прогулки среди змей, диких кабанчиков и других обитателей пустыни до туалета, то ли терпеть жажду до утра.
Но по мере прохождения первых занятий, внутренний протест «я на это не подписывалась» отступил. Пришло решение: раз уж судьба привела меня в такое интересное место, я решила прожить этот опыт с высокой степенью осознанности и вовлеченности, и получить от него максимальную пользу.
Как это было
До и после трех дней индивидуальной практики мы встречались три раза в день на ”teaching” – прямую передачу учений по книге Ламрим, что с тибетского переводится как “шаги к просветлению”. Ламрим – один из главных трудов тибетского буддизма. По нему учатся начинающие ламы (в том числе молодые Далай Ламы) и это входит в обязательную программу всех, кого интересует тибетская технология освобождения.
Главный герой мероприятия – учитель для многих, близкий друг и олицетворение любви на земле для его ближайших учеников – Геше Майкл Роуч. Он стал первым западным человеком, получившим титул “Геше”, что означает профессор тибетского буддизма. Курс получения данной “сертификации” занимает 25 лет и включает скурпулезные и строжайшие экзамены.
За первые 3.5 дня мы успели сориентироваться и психологически адаптироваться к месту. Вместе с Геше Майклом нам помогали его непосредственные ученики, многие из которых прошли 3х летний молчаливый ретрит в этих горах некоторое время назад.
Когда ты встречаешь человека, который провел 3 года, 3 месяца, 3 недели и 3 дня в молчаливом уединении и медитации, ты видишь, что он/а другой/другая.
Какие у них глаза… ты растворяешься в них, одновременно созерцая весь космос и наполняясь безграничной материнской любовью… на энергетическом уровне от них исходит равновесие и умиротворение. А когда ты общаешься с ними, соприкасаешься с их глубинной мудростью, целостностью и добродетелью.
Все старейшины часть своего времени служат начинающим – кто-то переводит книги с тибетского и формирует базу знаний, кто-то составляет новые курсы, кто-то преподает, кто-то занимается физическим трудом – печатает материалы, готовит и моет посуду. Красота этого места и этой группы людей в том, что работа каждого человека почитается как ценный вклад в общее дело.
Все практикуют высокую нравственность, это считается фундаментом данного пути. Здесь вы не услышите ни сплетен, ни осуждения, ни раздражения. Если у людей возникают вопросы, они их открыто задают. Когда кто-то переживает сложности, находит здесь поддержку.
Так вот
- Представьте пространство из 120 человек, где ты можешь оставить какую угодно ценную вещь и никто ее не тронет… просто потому, что понимает законы кармы: все, что ты забираешь у другого человека против его воли, вернется к тебе, только в 10 кратном размере. То есть, ты «подобрал» забытую кем-то ручку, у тебя потом «пропадет» автомобиль.
- Представьте пространство, где 120 человек улыбаются тебе так, как будто ты их родная сестра. Или дочь. Или внучка. Потому, что каждый знает, что когда ты отдаешь добро, любовь, радость другому человеку, это возвращается к тебе в многократном объеме.
- Представьте пространство, в котором каждый готов уступить друг другу место в очереди за едой или в туалет…
- Представьте пространство, где каждый день посреди гор, в сотни километров от города, тебя кормят полезной едой, а классы йоги проводят великолепные учителя мирового класса…
- Представьте пространство, где люди в какой то мере конкурируют за то, сколько хорошего они могут сделать по отношению друг к другу. Каждый считает за честь делать свою работу.
И все это при высочайшей степени искренности и глубинного принятия того разнообразия, которое есть в группе. Среди нас было очень много китайцев (более 50%), мексиканцев, группа немцев, небольшая группа русских (русскоязычных), и, конечно, американцев (по сравнению с китайцами, они были в меньшинстве).
И при этом, это не отшельники, оторванные от реальности, а люди, ведущие достаточно успешный образ жизни. Доктора наук, врачи, бизнесмены, переводчики, писатели. Посещение такого ретрита – не дешевое удовольствие, несмотря на простоту убранства. Из-за удаленности от города, здесь достаточно трудные условия поддержания комфорта.
Если в нашем мире и есть райское общество, объединенное общей духовной целью, то такое общество я нашла здесь.
И еще… вайфай и мобильная связь работают здесь всего в нескольких точках, а на время самого ретрита их вообще отключают, защищая тем самым как наши физические границы, так и виртуальные. Здесь разработана специальная стратегия получения скорой помощи, но в нашем ретрите все прошло гладко и никому она не понадобилась.
Про медитацию
Многие из моих друзей прошли, а некоторые даже обучают других, випассане. Это медитативная техника, во время которой ты фокусируешься на дыхании и устраняешь какие–либо мысли. Так участники випассаны проводят по 10, иногда меньше, иногда больше дней и в результате выходят с наработанной технологией фокусировки на дыхании.
В данной традиции подобная медитация считается подготовительной или промежуточной, а основная цель медитации (которая трактуется, как «концентрация») на начальном этапе – заточить сознание на объекте медитации (этот объект может быть твой личный учитель или идея, которую необходимо исследовать своим сознанием). Например, мы часто медитируем на идею того, что все воспринимаемые нами объекты происходят из нашего сознания. Это не значит, что они не существует. Но то, КАК они существуют, определяется нашими собственными ментальными семенами, которые «прорастают» в том, как мы их воспринимаем в нашей субъективной реальности.
В тибетском буддизме существует огромное количество слов для медитации, мне известны как минимум 6. Заветное состояние сознания называется «шамата» – или «одноточечное состояние ума, наполненное благостью». С помощью него можно делать невероятные открытия.
Научиться медитировать – одна из главных задач в данной традиции, так как только ясное, натренированное сознание может познать источник происхождения всех вещей, мыслей и эмоций.
Как спортсмен тренирует тело, чтобы выиграть олимпиаду, так мы тренируем сознание, чтобы познать истину.
Но в данной прослойке буддизма считается, что недостаточно получить медаль и занять первое место среди всех духовно богатых людей. Пока вокруг тебя есть страдающие люди, ты не можешь быть абсолютно счастливым. Поэтому каждое действие, каждая практика здесь наполнены мотивацией так называемой бодхичитты. И цель практикующего становится не только полное личное освобождение от страданий, но сопровождается желанием помочь всем остальным людям освободиться от их плохих состояний.
Это все равно, что будущий олимпиец хочет выиграть олимпиаду с целью помочь всем остальным спортсменам занять первое место. Сравните две цели и почувствуйте разницу в мотивации обычного практикующего и практикующего с мотивацией бодхичитты.
За 10 дней мы получили огромный и глубочайший объем знаний от Геше. Мы совершили много внутренних открытий. В своей личной практике я пережиила несколько волшебных моментов. Невозможно в нескольких предложениях описать все то, что происходило в сердце, в голове, и в окружающем пространстве. Поэтому в следующей части я поделюсь некоторыми идеями, которые углубили мое понимание того, как устроен этот мир и которые несут для меня высокую ценность. Если вам они откликнуться и вы внедрите их в свою жизнь, я думаю, она может улучшиться многократно.
Конечно, какой духовной традиции следовать и что принимать за основу своего образа жизни – решать каждой из нас самостоятельно. В этом дневнике я делюсь своим опытом, никоим образом не пытаясь убедить или переубедить вас в вашем выборе духовного пути. Но если хотя бы одному человеку этот дневник будет полезен, ответит хотя бы на один важный вопрос и станет поддержкой, я буду счастлива.
Инсайт #1
Сопереживание – путь к моему личному счастью. Если мое сердце не способно сопереживать, оно никогда не сможет полностью заполниться состоянием любви и света, вытеснив критику себя и других, эгоизм, ревность, гнев и другие плохие состояния.
Существует 2 вида сопереживания:
Первое называется сострадание. Оно звучит как «я не хочу, чтобы хотя бы одно живое существо в нашем мире испытывало муки. Я хочу забрать у них их страдания.»
Второе называется loving-kindness и куцо переводится как любовь-доброта, что означает «я хочу, чтобы у каждого живого существа было все, чего он желает».
Если мы не развиваем свою способность сопереживания, мы не задействуем главный инструмент, с помощью которого мы можем поменять свои плохие состояния на хорошие.
Ведь страдания людей вокруг нас отражают наше текущее состояние сознания.
Инсайт #2
Мы изучили, что происходит с сознанием во время процесса смерти.
В этой традиции очень подробно описывается процесс остановки жизни физического тела: как отключаются первоэлементы известные во многих традициях (например цигун): энергии огня (генерирует тепло в организме)/ воды (обеспечивает циркуляцию) / земли (дает структуру) / ветер (передача информации/нервный импульс).
Во время смерти эти первоэлементы отключаются один за другим, что приводит к остановке всех жизнедеятельных процессов.
Мы получили очень подробную инструкцию, в каком сознании необходимо пройти все этапы умирания, чтобы смерть не вызывала страхов и не была мучительной.
Почему большинство людей так боятся даже думать о смерти, не то, что говорить или делать какую-либо подготовку к ней? Потому, что большинство не обучено технологии перехода в иное состояние сознания и поэтому испытывает страх перед ней. Наше сознание помнит о страданиях прошлых опытов смерти и избегает этих мыслей. Но если овладеть технологией умирания, то смерть может стать очень сильным положительным и трансформационным опытом.
Tема перерождения – центральная тема как буддийской, так и ведической духовной традиции. Если на данном этапе у вас возникает внутренний протест, то я вас понимаю. Я с этим вопросом обращалась к своему христианскому духовному наставнику, который подтвердил наличие в Библии ссылок на предыдущие и будущие жизни и пояснил, что воскрешение Иисуса можно воспринимать как своего рода реинкарнацию, не слишком далекую от понимания перевоплощения в буддизме.
Бонусом к изучению темы смерти становится еще более осознаное и внимательное проживание момента здесь и сейчас. Это как в результате длительной диеты вкус фруктов, овощей и любимых блюд обостряется и наслаждения от еды становится гораздо больше. Так и после темы смерти наслаждение жизнью начинает зашкаливать.
Инсайт #3
Твой средний день – хороший показатель того, куда ты попадешь после смерти.
Как я рассказывала в одном из видео, дьявол считает своей главной победой прошлого столетия то, что он убедил христиан, буддистов и кришнаитов в том, что его и ада не существует. Но, мы по прежнему наблюдаем ад даже в нашей реальности, на нашей планете. В нашем мире немало мест, где дети умирают от недостатка воды, где насилуют и отдают в сексуальное рабство несовершеннолетних девочек, где издеваются до смерти над людьми, защищающими свою родину.
Так почему же, если ад существует на нашей планете, его не существует в другой реальности? И что может защитить нас от перерождения в теле несчастной женщины, которая попала в руки террористов или ребенка, который родился в стране без чистой воды, нормальной еды и системы образования?
Так вот, наши сегодняшние плохие состояния являются показателем наличия плохих ментальных семян. И их необходимо вычистить до того, как эта жизнь закончится, ибо чем хуже наши состояния в этой жизни, тем хуже будет перерождение, ведь каждое ментальное семя удваивает свою силу каждые 24 часа.
А вот если ваше преобладающее состояние – радость, добродетель, отдача, то эти ментальные семена также удваиваются каждые 24 часа и вам не о чем волноваться.
Инсайт #4
Пришел во время диалога с одной из молодых женщин, прошедших 3-х летний молчаливый ретрит. (Мне безмерно любопытно, что пережили эти невероятные люди, что они открыли в этом процессе, поэтому каждый раз, когда у меня появляется возможность пообщаться с ними, я не стесняюсь задавать им свои вопросы.)
Я спросила Мелиссу, было ли ей когда-нибудь действительно скучно. Ведь там нет ни кино, ни развлекательных книг, ни поездок. Все 3.5 года ты медитируешь и изучаешь литературу данной традиции (хотя Геше Майкл написал в своем ретрите несколько своих книг).
Мой мозг настолько любит разнообразие, что мне трудно представить такое количество времени без внешней стимуляции.
Ответ Мелиссы меня потряс: «Наше сознание бесконечно интересно и познать его изнутри можно только через медитацию».
Путь к самым интересным открытиям всегда лежит через скуку. Когда часть сознания начинает скучать, у него высвобождается ресурс для познания самого себя.
Что же мы делаем во время скуки? В лучшем случае мы обращаемся к книгам и лекциям, в худшем – к интернету и ТВ и таким образом практически никогда не даем себе возможность совершить прорыв в познании себя и окружающего мира.
И еще интересное наблюдение. За прошлый год я прочитала более 10 книг на тему развития творческого потенциала. И практически в каждой из них автор говорил, что очень важно давать себе возможность ежедневно испытывать скуку. Творческие идеи очень часто рождаются как раз через скуку. А так, наш мозг постоянно получает переизбыток активности, и у него нет возможности «принять» эти новые идеи.
Благодаря Мелиссе, я осознала, что один и тот же подход помогает и в развитии концентрации, и в творчестве.
Инсайт #5
Благодарность – главное топливо духовного роста.
Мы уже знали, что мудрость/чистое знание + накопленная добродетель – это то, что позволяет нам быстро улучшать результаты по шкале от страданий к счастью.
Но в этом ретрите я открыла, что благодарность в совокупности с добрыми мыслями и поступками подобна доброму ядерному реактору. Искренняя, открытая, частая благодарность – родителям, любимому человеку, учителям, шефу, бизнес партнерам – это мощная защита от страданий и гарантия успеха на духовном пути.
Это не единственная параллель, которую я провела между тибетским буддизмом и позитивной психологией, которая основана на многолетних научных исследованиях о том, что значительно улучшает эмоциональные состояния людей. Эта и другие параллели меня очень вдохновили.
Все мои программы включают в себя эффективные, научно-обоснованные инструменты из области позитивной психологии. Оказывается, многое из того, что работает в науке, находит свое подтверждение в практиках тибетского буддизма.
А вот, с какими резолюциями я закончила этот ретрит.
- Для того, чтобы продолжать постигать духовные знания, необходимо с ними делиться. Поэтому я организовала небольшую группу, состоящую из очень близких по духу женщин, участниц Системы Сферического Развития, которых 1) я знаю достаточно хорошо, практически все прошли мои индивидуальные консультации, 2) у которых есть искренний и глубинный запрос на эти знания и 3) которые уже продемонстрировали высокую степень добродетели по отношению к нашему сообществу (кто-то помогает другим людям финансово, кто-то вносит информационный вклад в нашу Систему, кто-то является вдохновительницами для новеньких).
- Увеличить ежедневное время медитации до 30 минут (последние несколько месяцев я старалась медитировать по 15 минут в день). Мне по прежнему непросто найти 30 минут в день, особенно в разъездах, но это цель, к которой я стремлюсь. Иногда получается только 10 минут и это лучше, чем ничего. После того, как в один из дней я провела около 2.5 часов в медитации (с перерывами), 30 минут уже не кажутся пыткой или растяжкой.
- Делать больше усилий для развития собственной добродетели. Внедрить специальную тибетскую технологию и следовать ей, а не просто «стараться быть хорошим человеком». С помощью этой технологии ты ускоряешь свой прогресс в разы.
- Раз в неделю устраивать день, полностью посвященный практике (сюда входит чтение, дневник, написание статей по данной теме).
- Раз в месяц устраивать молчаливый день и освежать состояние внутренней тишины. (О да, молчать 3 дня оказалось непросто, но очень ценно. Об этом я постараюсь написать отдельную статью.)
Конечно, здесь я смогла поделиться только десятью процентами эмоций и пятью процентами инсайтов, которые у меня случились за эти 10 дней. Поэтому, если вы хотите больше статей в открытом доступе на данную тему, напишите мне в комментариях ниже. Мне нравится один из главных принципов тибетского буддизма: ты не имеешь право распространять эти знания, если другие тебя об этом не попросили. Даже учитель не дает определенную тему или практику, пока кто-то из учеников не озвучит просьбы. Так что, будем ли мы продолжать эту тему на блоге или нет – зависит от вашего интереса и проявленной активности.
Благо, у нас шесть точек опоры, а не одна. 🙂 О них вы можете узнать на бесплатном мастер-классе “Как за 1 год изменить все в своей жизни к лучшему”.
После двухдневного перерыва мы вошли в еще один 6-дневный ретрит, где также было много открытий и трансформаций. Но это уже другая история…
Другие материалы на эту тему:
Духовная опора: 5 критериев прочности
Дневник ретрита “безграничная удача”
Дневник ретрита «безграничная удача», часть 2
50 идей из Тибета на тему Жизни и Смерти
Существует ли карма? Ангел против дьявола
Как убрать препятствия из жизни? Технология “4 силы”
Как достигать цели без борьбы? [Часть 1]