11 уроков раскрытия писательских способностей от Стивена Кинга

Стивена Кинга (King – в переводе с англ., король) можно назвать королем литературы в жанре фантастики и ужаса.

Я не фанат творчества Кинга, но я не могла пройти мимо его практического пособия/автобиографии под названием «Как писать книги?» по одной простой причине: мне было интересно попытаться вскрыть чип-код этого выдающегося писателя современности.

Как он развивал свой талант?

Благодаря каким уникальным способностям он выдает книгу за книгой с завидной регулярностью?

В чем секрет его гиперпродуктивности?

За счет чего большинство его книг стали бестcеллерами?

Стивен Кинг издал около 160 работ, включая книги, сценарии для фильмов и собрания коротких рассказов.

Если вы только мечтаете начать писать или хотите развить уже очевидный писательский талант, почему бы не поучиться принципам литературного мастерства у одного из самых популярных и востребованных писателей нашего времени?

Даже если вы не планируете работать в его жанре, у него есть, чему поучиться.

Урок #1: Научиться читать и писать до того, как увидеть ТВ

«Если так не получилось, то выключить ТВ и просто читать. А потом писать.

Телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши. Может, это и не важно. И все-таки, если хочешь быть писателем, то не самый худший вариант – ободрать шнур телевизора, намотать его на стальной костыль и ткнуть вилку в розетку – посмотреть, что и где вылетит».

Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

«Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о’кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».

Урок #3: Оптимизм. Верьте в лучшее!

«Получив листок с отказом от Хичкока, я забил гвоздь в стену, написал на листке «Талоны счастья» и нацепил на гвоздь. Потом сел на кровать и стал слушать, как Фэтс поет «Я готов»… Когда ты еще слишком молод, чтобы бриться, оптимизм – вполне естественная реакция на неудачу.

Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылем, я продолжал писать. К шестнадцати я стал получать отказы с приписками от руки несколько более ободрительными… Первая такая записка пришла от Алгиса Бадриса, тогдашнего редактора «Фэнтези энд сайенс фикшн». Он прочел мой рассказ «Ночь тигра»… и написал: «Хорошо. Нам не подойдет, но хорошо. У вас есть талант. Присылайте еще».

Четыре короткие фразы, написанные авторучкой, оставлявшей неровные кляксы, озарили зиму отчаяния моих шестнадцати лет. Лет через десять, уже продав пару романов, я обнаружил «Ночь тигра» в коробке со старыми рукописями и решил, что это по-прежнему отличный рассказ, хотя написан человеком, который еще только учится ремеслу. Я его переписал и послал ради интереса в тот же «Фэнтези энд сайенс фикшн». На этот раз его купили. Я заметил такую вещь: если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут «Нам не подойдет».

Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

«Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, – сказал он. – Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится».

Гульд сказал еще кое-что, что было мне интересно в тот день моих первых двух заметок: пиши при закрытой двери, переписывай при открытой. Твое писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда ты поймешь, в чем состоит вещь и сделаешь ее как надо – по крайней мере как можешь, – она принадлежит всем, кто захочет ее читать. Или критиковать. Если тебе очень повезет (это уже моя мысль, но думаю, Джон Гульд под ней бы подписался), первых будет больше, чем вторых».

Урок #5: Не жалейте детей в юности. Плотный график закаляет

«Последние недели моей учебы в Лисбонской школе мой день выглядел так: подъем в семь, в школу в семь тридцать, последний звонок в два, взлет на третий этаж Варумбо в 14.58, потом восемь часов упихивания ткани по мешкам, выход в 23.02, дома примерно в четверть двенадцатого, тарелка хлопьев, плюх в кровать, встать утром, все сначала. Иногда я работал по две смены, спал в своем «форд-галакси» шестьдесят шестого года (старая машина Дэйва) примерно час перед школой, потом на пятой и шестой перемене спал в школе». 

И конкретные уроки, как писать популярные романы:

Урок #6: Словарный запас

«Словарь положите на самый верх [образно] ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас. (Конечно, при чтении оно само собой получается… но это будет позже). По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть еще более неловко. Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется ввиду, что Джон задержался по*рать. Если вы считаете, что «по*рать» слово неприличное или не подходит для вашей аудитории, спокойно говорите «Джон задержался, чтобы облегчиться» или «сделать по-большому», на худой конец. Я не уговариваю вас выражаться грязно — всего лишь просто и прямо. Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлектировать, найдется другое слово — это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать».

Урок #7: Описание и важность чтения

«Описание — вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории. Хорошо описывать — это приобретенное умение, одна из главных причин, почему нельзя научиться писать, если не будешь читать много и писать много. И вопрос не только в том, как, вопрос еще и в том, сколько. Чтение поможет вам узнать сколько, но только стопы исписанной бумаги ответят на вопрос как. Обучиться этому можно только в работе.

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель. Кончается оно вашим переводом того, что вы видите внутренним зрением, в слова на странице. Я уже говорил, что нам часто приходится слышать: «Знаешь, это так потрясающе (или так ужасно/странно/забавно)… просто описать не могу!» Так вот, если вы хотите добиться успеха как писатель, вы должны мочь описать, да еще и так, чтобы у вашего читателя мурашки побежали по коже от узнавания. Если вы это можете, ваш труд будет оплачен, и заслуженно. Если нет, то будете коллекционировать листки с отказами и, быть может, интересоваться карьерой в захватывающем мире телемаркетинга.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов — фокус в том, чтобы найти золотую середину. Важно еще знать, что описывать, а что оставить в стороне, пока вы делаете свою главную работу — рассказываете историю.

Описание начинается в воображении писателя, но кончиться должно в воображении читателя. Когда дело доходит до этого, писателю тут везет больше, чем создателю фильма, который почти всегда обречен показать слишком много…

Очень часто читатель откладывает книгу в сторону, потому что «заскучал». А скука возникла оттого, что писатель, зачарованный собственным умением описывать, забыл о самом главном: мяч должен катиться дальше».

Урок #8: О чем писать

«Это всего лишь интересы, выросшие из моей жизни и мыслей, из моего опыта мальчика и взрослого, из моих ролей мужа, отца, писателя, любовника. Это вопросы, занимающие мой ум, когда я гашу свет перед сном и остаюсь наедине сам с собой, глядя в темноту и засунув руку под подушку.

У вас наверняка есть свои интересы и свои мысли, и они выросли, как и мои, из событий и переживаний вашей жизни. Некоторые, вероятно, похожи на те, что я сейчас назвал, другие совершенно отличны от них, но они у вас есть, и вы их должны в своей работе использовать. Это, наверное, не все, для чего нужны эти идеи, но наверняка одна из вещей, для которых они полезны.

Эту маленькую проповедь я должен заключить предупреждением: начинать с вопросов и идейных соображений — рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы и развивается к идее, почти никогда не бывает наоборот. Единственным возможным исключением, которое я могу придумать, являются аллегории вроде «Скотного двора» Джорджа Оруэлла (и есть у меня тайное подозрение, что здесь тоже сначала явился сюжет. Если в будущей жизни я увижу Оруэлла, спрошу у него).

Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты вписать свои заключения. Не сделать этого — значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей».

Урок #9: Как писать?

«Если вы начинающий, то прислушайтесь к моему совету: делать не менее двух черновых вариантов — один с закрытой дверью кабинета и один с открытой.

За закрытой дверью, выгружая содержимое своей головы на бумагу, я пишу со всей доступной мне скоростью, но мне это приятно. Создание беллетристики, особенно длинного произведения, бывает трудной и одинокой работой — это как переплывать Атлантический океан в ванне. Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента.

Первый черновой вариант — притом всей вещи — должен быть написан без чьей-либо помощи (или помехи). 

Теперь допустим, что первый черновой вариант вы закончили. Поздравляю! Отличная работа! Выпейте бокал шампанского, закажите пиццу, делайте, что обычно делаете, когда есть что отметить.

Вы сделали большую работу, и вам нужно время (для каждого писателя — свое) на отдых. Ум и воображение — две связанные вещи, но не одно и то же — должны восстановиться, по крайней мере по отношению к этой конкретной работе. 

Я бы советовал взять пару выходных — поехать на рыбалку, спуститься по речке на каяке, поскладывать мозаики, — а потом начать работать над чем-нибудь другим. Предпочтительно чем-нибудь более коротким, и чтобы это была полная смена направлений и темпа по сравнению с законченной работой. Сколько времени дать книге вылежать — зависит только от вас, но я считаю, что это должно быть минимум шесть недель. Все это время рукопись надежно заперта в ящике стола, вылеживаясь и (следует надеяться) созревая. Вы часто мысленно возвращаетесь к ней, и десятки раз вас одолевает искушение вынуть ее, пусть даже чтобы прочитать то или иное место, которое вспоминается как особенно удачное, которое хочется перечитать и порадоваться, какой же вы хороший писатель.

Не поддавайтесь соблазну. Если не устоять, вы наверняка решите, прочитав, что место не так хорошо, как казалось, а лучше его переписать тут же. А это плохо. Хуже может быть только одно: если вы решите, что отрывок даже лучше, чем вам помнилось, и почему не перечитать сразу всю книгу? Возобновить работу? Черт, самое время! Да я же просто Шекспир!

Но вы не Шекспир, и вы не готовы вернуться к старой работе, если, конечно, вы не настолько увлеклись новой работой (или своей повседневной жизнью), что почти забыли то вымышленное царство, что забирало у вас три часа каждое утро или день в течение трех, или пяти, или семи месяцев.

Когда же наступит тот самый вечер (который можно было бы заранее наметить в настольном календаре), выньте рукопись из ящика. Если она выглядит как археологическая находка, купленная на блошином рынке или на гаражной распродаже, причем даже не припомнить где, то вы готовы. Закройте дверь (скоро ее придется открыть в мир), возьмите карандаш и положите рядом блокнот. Теперь читайте рукопись.

Сделайте все за один присест, если возможно (конечно, это не выйдет, если в книге четыреста — пятьсот страниц). Делайте любые заметки, но основное внимание обратите на рутинную хозяйственную работу, как исправление опечаток и отмечание несоответствий. А их будет много; только Бог делает все правильно с первого раза, и только раздолбай позволит себе сказать: «А, ладно, на то есть редакторы».

Если вы никогда раньше этого не делали, то увидите, что чтение собственной книги после шестинедельной отсрочки — впечатление странное, часто даже пьянящее. Она ваша, вы узнаете ее как свою. Даже можете вспомнить музыку, звучавшую из колонок, когда вы писали то или это, и все равно вы будто читаете чужую работу, какого-нибудь душевного близнеца, быть может. Так и должно быть, для этого и надо было выждать. Всегда проще убивать чужих любимых, чем своих.

После шестинедельного периода восстановления вы также сможете заметить все зияющие дыры сюжета и развития характеров. Я говорю о таких дырах, в которые трактор проедет. Просто удивительно, как некоторые вещи ускользают от внимания писателя, когда он занят ежедневной рутиной сочинительства. И запомните; когда находите эти большие дыры, нельзя расстраиваться или ругать себя. Лопухнуться случается даже лучшим из нас.

В процессе чтения верхний слой моего разума сосредоточивается на сюжете и ящике инструментов: вышибание местоимений с неясными антецедентами (местоимения я терпеть не могу и им не верю, они все скользкие, как дешевые адвокаты), добавление пояснительных фраз, где они необходимы, да и, конечно, вычеркивание всех наречий, с которыми я могу расстаться без слез (никогда не удается вычеркнуть все, и никогда достаточно много).

А на более глубоком уровне я задаю себе Важный Вопрос. Самый важный: история связывается в целое? И если да, как сделать из этой связности песню? Какие здесь повторяющиеся элементы? Сплетаются ли они в лейтмотив, в идею? Другими словами, я спрашиваю себя: «Стиви, о чем это все?» и «Как прояснить эти глубинные идеи?» Больше всего мне хочется добиться резонанса, чтобы отозвалось что-то в уме (и сердце) моего Постоянного Читателя, когда он закроет книгу и поставит ее на полку. Я ищу способ это сделать, не кормя читателя с ложечки и не продавая свое первородство за вплетение послания. Все эти послания и морали засуньте себе туда, где солнце не светило. Я хочу резонанса. 

Весной своего выпускного года в Лисбонской школе (в 1966 году это было) я получил рукописное примечание, раз и навсегда изменившее мой способ переписывания своих произведений. После напечатанной подписи редактора стоял следующий девиз:

«Неплохо, но раздуто. Необходимо сократить. Формула: второй вариант = первый вариант — 10%. Удачи».

Урок #10: Предыстория

«Предыстория — это все то, что произошло до начала вашего рассказа, но влияет на сюжет. Предыстория помогает задать характеры действующих лиц и указать их мотивы. Я считаю важным изложить предысторию как можно быстрее, но важно также делать это с некоторым изяществом. Как пример отсутствия изящества рассмотрим следующую реплику в диалоге:

— Привет, бывшая женушка, — сказал Том, когда Дорис вошла в комнату.

Может, для сюжета действительно важно, что Том и Дорис в разводе, но должен быть лучший способ это сказать, а не такой, как выше, соперничающий в изяществе с ударом колуна. Вот, например:

— Привет, Дорис! — сказал Том. Голос его звучал достаточно естественно — так ему по крайней мере казалось, — но пальцы правой руки потянулись к месту, где еще полгода назад было обручальное кольцо.

Тоже не на Пулитцеровскую премию, и куда длиннее, чем «Привет, бывшая!», но скорость — это не главное, как я уже пытался указать. А если вы думаете, что главное — информация, бросьте писать беллетристику и беритесь за инструкции — у «Дильберта» вас ждут не дождутся.

Мне как читателю куда интереснее, что будет, чем то, что было. Да, есть блестящие романы, противоречащие такому предпочтению (или предубеждению). Это «Ребекка» Дафны Дюморье или «Глаза, привыкшие к темноте» Барбары Вайн, но я предпочитаю начать с начала, даже как автор. Я люблю, когда все по порядку: сначала подайте мне закуску, а десерт — после обеда.

Главное, что нужно помнить насчет предыстории, это: а) у каждого есть своя история и б) в ней мало интересного. Держитесь тех частей, что представляют интерес, а остальные не трогайте. Долгие истории из жизни лучше всего слушать в барах, где-то за час до закрытия, и то если вы им верите». 

Урок #11: Пишите для своего Идеального Читателя

«Назовем человека, для которого вы пишете, Идеальным Читателем. Он или она будет постоянно присутствовать в вашем рабочем кабинете: во плоти, когда вы откроете дверь и дадите свету мира упасть на пузырь вашей мечты; незримо в беспокойные и часто радостные дни написания первого варианта, при закрытой двери. И знаете что? Вы поймаете себя на переделке вещи еще до того, как Идеальный Читатель увидит даже первую фразу. И.Ч. поможет вам немножко выйти за пределы своей личности, перечитывать свою вещь в процессе работы. Это, быть может, лучший способ не отступать от своего повествования, способ играть для публики, когда публики никакой нет и все зависит только от вас. Когда я пишу сцену, которая кажется мне забавной (например, соревнование по поеданию пирогов в «Трупе»), я также представляю себе, что она покажется смешной и моему И.Ч.»

***

Как вам советы от Стивена Кинга? Поделитесь в комментариях, какие из них вы сможете применить уже в ближайшее время?

В моей работе урок #11, пожалуй, является одним из ключевых. Каждый раз, когда я пишу статью или разрабатываю структуру и контент для новой программы, я представляю себе человека, который сможет воспользоваться моими материалами для улучшения своей жизни. 

Для моего нового модуля «Как раскрыть талант?», который пройдет в прямом эфире в субботу, 28 июня в 12:00 по МСК, я представила себе своего Идеального Клиента таким образом: это человек, который чувствует в себе нераскрытый и невостребованный творческий потенциал. Неважно, это музыкант, писатель, дизайнер, финансовый аналитик, учитель или бухгалтер – в каждом из нас есть творческая жилка. Без развитой способности ее активировать мы очень часто топчемся на месте в своей карьере и остаемся нереализованными в различных сферах жизни.

А для усиления карьерного роста нет ничего более важного, чем развитие креативного мышления. Исследования это подтверждают:

Недавний опрос IBM, в котором приняли участие 1,500 генеральных директоров, показал, что креативность является самой важной компетенцией в управлении. 

В другом опросе систем Адобе, в котором приняли участие 5 тыс. человек со всего мира, результаты показали, что 80% опрошенных людей в качестве ключа к экономическому развитию видят раскрытие творческого потенциала. Однако, только 25% людей чувствуют, что они максимально используют свой творческий потенциал на работе. 

А какой процент своего потенциала используете вы на сегодняшний день?

Если вы чувствуете, что пришло время проработать эту сферу и вам для этого нужен толчок и целый ряд проверенных инструментов, то я жду вас на онлайн-занятии 28 июня. В прямом эфире мы все вместе проложим путь к раскрытию ваших творческих способностей. Как всегда будет запись мастер-класса, если вы пожелаете сделать повторную проработку материала.

  • Павлина

    Это самое лучшее сообщение, за то время что я бываю в интернете. прекрасно изложено, доходчиво и емко. и главное с пользой!!!!

  • tamara

    Спасибо Елизавета! Я не писатель но очкнь хочу написать книгу о моей жизни НО все никак не соберусь Мне понравился урок № 6 – писать просто и прямо и конечно без вульгарностей Урок №7 Писать так чтобы мурашки бегали по телу читателя Я думаю что смогу так писать И урок № 10 – перечитывать и переписывать Это в моем стиле Все уроки приму к сведению Спаибо за урок Мне понравилось С уважением Тамара

  • Елена Рыбка

    Благодарю вас, дорогая Елизавета! Поражаюсь вашему мастерству подавать авторитетный материал как нельзя кстати. Поделитесь секретом, как у вас это получается? 🙂
    Я как раз уже практически созрела сесть и таки написать свою книгу, и подталкивали меня к этому люди из моего окружения уже более 20 лет, они всегда говорили мне: садись и пиши! А после прочтения вашей статьи я поняла, что не представляла себе образ своего читателя, не понимала главное – для кого будет моя книга. И это было основным тормозом в моем пути к писательству, как я сейчас поняла.
    Секреты от Кинга и ваше резюме – это секреты мастерства. Можно, конечно, идти своим путем и считать, что у тебя всё получится первобытно искромётно успешно. Но в любом деле есть правила, которые неизменны, аксиомы, испытанные бывалыми писателями и их нужно просто принять к сведению.
    Спасибо, вам, за эту статью.

  • Надежда

    Спасибо, Елизавета! Написать книгу – это круто! Но в моей нынешней деятельности необходимо научиться писать обучающие статьи, снимать небольшие видеоролики. Я уже вижу свою аудиторию и мне очень важно, чтобы то, о чём я им расскажу или напишу, было для них действительно ценно и полезно. Мне 59 лет и в моей жизни наступил новый виток: переосмысление сделанного, перспективы будущего. Я уже пол года не смотрю телевизор и , оказывается, столько интересного вокруг и так много, чему можно научиться! А самое главное, ещё есть возможность добиваться успеха там, где и не предполагал до недавнего времени!

  • Ольга

    Круто! Очень понравились советы! К месту. Благодарю, Елизавета.

  • http://myrassilka.ru Галина Нагорная

    Спасибо, Елизавета!
    Я веду блог – он пока молодой и я пользуюсь советом №6 при написании постов – пишу просто, правда, стараюсь сделать приправу к гарниру текста из юмора и стёба…
    Также важен пункт №11 – пишу и представляю своего идеального читателя.
    Писать и читать я тоже научилась до того, как появился ТV,он и сейчас не занимает место в моей жизни – мы не живём вместе и у меня его нет в интерьере…
    У меня пост тоже должен “остыть” – правило №9, ибо пишу галопом, без перерыва, пока не иссякну… Проверяю намного раньше – это ведь не книга – через сутки.
    Ещё раз благодарю, Елизавета – было интересно примерить к себе!

  • Юлия

    О, да-да-да! Как же я обрадовалась, увидев в рассылке статью о писательском мастерстве)) Спасибо огромное, Лиза! Лучший способ начать день – почитать о любимом. Чувствую в себе литературный талант и страстно хочу его реализовать, правда что-то мешает (страх наверное). Пишу иногда “в стол”, чаще стихи (их иногда выкладываю), но больше всего хочу писать романы фэнтези. К этой мысли пришла еще в 5-м классе, на уроке литературы)) Помнится, тогда я прочитала серию Берроуза о Джоне Картере, и находилась под впечатлением. Прошло много лет, а желание только крепнет. Когда начинаю писать, происходит что-то волшебное: я одновременно и пишу историю и читаю ее! Это очень захватывает) Только одно меня ставит в тупик: почему, получая такой кайф от писательства, я делаю это так редко?
    Что касается уроков от Мастера, то у меня очень много совпадений. Я читаю с раннего детства. Причем инициатором обучения чтению была именно я. Мама рассказывала, как я донимала всех вопросами типа “Что это за буква? А эта?” и в том же духе)) Научившись, читала запоем. Сейчас также читаю, но медленнее и реже, т .к. вдумываюсь и анализирую прочитанное. Идеи тоже не ищу (может тему иногда выбираю), у меня в голове постоянно какие-то истории развиваются, особенно когда рисую. Стихи вообще сами пишутся, я их только шлифую немного. О том, что текст должен вылежаться перед редактированием, поняла давно и интуитивно. По жизни оптимист)) Урок об описаниях тоже совпадает с моими ощущениями/знаниями о написании текстов. Да вообще почти все, что написано в статье находит во мне отклик или практическое подтверждение. При прочтении материалов о писателях или писательском мастерстве я часто ловлю себя на ощущении узнавания, как будто о моей жизни написано и знакомо до приятной дрожи)) Книги люблю страстно, именно бумажные.
    От всей души благодарю за этот замечательный и очень актуальный для меня материал!

  • http://marinaudovenko.ru/ Марина Удовенко

    Хорошие рекомендации от Кинга.
    Никогда не задумывалась о том, как пишу. Делаю это на ощущении.
    Главное, держать светлой голову, любить то, что делаешь, думать о тех, для кого пишешь. Не умничать, а просто быть открытым человеком . Открытым как для новых идей, так и для своих читателей.
    И все получится))

  • http://kadilnikov.com/ Павел

    Благодарю Вас Елизавета, очень своевременная и полезная информация!! )

  • Илья

    Приймите Мою Благодарность! Очень важная и интересная информация! Особенно от такого Мэтра как данный автор!

    • https://www.elizavetababanova.com Елизавета

      Принимаю, спасибо за добрые слова! 🙂

  • Ирина

    Благодарю! Все расставлено по местам. Наверное писать начну только на пенсии ))).

  • Ronny

    Спасибо! На самом деле нашла для себя что-то новое! Возьму на заметку))))

  • Ирина59

    О, да! Все в точку!
    Сейчас перечитала несколько своих отрывков, вспомнила, как писала, будто ролик крутился в голове, будто я была там невидимым наблюдателем, Даже разволновалась!Конечно буду 28-го, для меня важная тема!
    Вот странно, когда я пишу, то ведь вижу все, как в кино, в мельчайших подробностях всех 5 чувств. А вот визуализировать свою цель не получается.Может быть оттого, что я еще в поиске, и все приходящее еще НЕ МОЁ?
    На сегодня мой творческий потенциал выражается в лепке своего нового тела и мышления.Постепенно увлекаюсь, но хотелось бы большей скорости, вернее,активности. Стиль фэнтези -это не мое,а вот переосмысление человеком прошедших и происходящих событий, его РОЛИ по жизни и их влияние на саму его и не его жизни – вот уже выстраивается сюжетная линия забытого текста!
    После продолжительного времени сегодя кое-что по мелочи подредактировала.

  • Mahbuba

    Здравствуйте дорогая Елизавета. Благодарю за Вашу статью. Прочитав ее у меня было ощущение, которое есть при чтении хорошей книги. Я не писательница и не думаю ей стать (хотя иногда так и хочется взяться за ручку и бумагу) но при своей работе я постоянно пишу описательные отчёты, подготавливаю презентации при чем очень необходыми вышеупомянутые рекомендации. Мне очень понравились рекомендации под номерами 9-10. Часто когда я пишу отчёты я делаю proof-reading, но делаю это сразу же после окончания подготовки отчета. Теперь буду делать немного позднее, конечно не через шесть недель, а на следующий день. Иногда я читала через несколько дней, но не могла этого осознать. Еще раз спасибо. P.S. Кстати я часто читаю Ваши рассылки и нахожу их очень интересными, но никогда не комментировала их. Может быть это статья и рекомендации Кинга так повлияли на меня написать эту рекомендацию. С уважением, Махбуба

  • Юлия

    Спасибо, Елизавета!

  • http://malachite-cosmetics.blogspot.com/p/o-sayte.html Ирина

    Спасибо ! Очень интересная нужная своевременная и поучительная статья !

    С уважением ,
    Ирина !

  • Оксана

    Елизавета, добрый вечер!Удивительное состояние испытала на следующий день после прочтения поста. Хочется поделиться…Утром внимательно отслеживаю свои мысли и ощущения одновременно, захотелось письменно зафиксировать это состояние. Беру ручку, бумагу и процесс пошел… Одновременно ощущаю волновое движение в голове от затылка и висков к макушке, очень приятное и комфортное, как тело нежится в неге при массаже. Поток энергии прямо через макушку устремляется вверх , мысленно принимаю работу головной чакры и начинаю все записывать. Почерк идеально аккуратный и ровный для меня (обычно он мало читаем другими людьми, достаточно резок и обрывист, буквы последние практически отсутствуют) ложится равномерно в одном ритме с мыслями. Я выступаю в роли наблюдателя: мысли сами появляются в голове и тут же рукой облачаются в буквы, передаются бумаге. Я просто наблюдаю и нахожусь в абсолютном потоке: мысль – слово – рука -ручка – текст на бумаге. Происходит описание моих чувств по только – что происшедшим событиям. Мне очень комфортен этот процесс и я сама себе задаю вопрос: могу ли я так же раскрыть другую информацию? Оксана, а подумай по вопросу бизнеса. Ничуть не прерываясь, на этой же странице полился поток на тему моего бизнеса. Моя любознательность не отступает и я меняю тему на личные отношения. Еще 2 страницы заполняются самостоятельно, автономно без моего участия, но с раскрытием глубинной сущности и ответов : что для меня важно в отношениях и чем они ценны для меня. В итоге: 2 часа небывалого наслаждения, 20 стр. довольно интересного текста, близкого к записям дневника (никогда его не вела). Совершенно не устала рука и потрясающий эффект от созерцания процесса.
    Это что – такое было со мной? Можешь прокомментировать?

    • https://www.elizavetababanova.com Елизавета

      Оксана, поздравляю! Это то, что Михай Чиксентмихай называет потоком. Это самое оптимальное состояние для работы – когда ты теряешь счет времени, испытываешь наслаждение и при этом идет рост/прогресс.

      Мне рассказывали, что Булгаков называл себя “карандашом”, который лишь записывал информацию, поступившую к нему. Многие отличные, и даже гениальные писатели говорят о том, что они не пишут сами, а, говоря современным языком, аплоадят информацию из космоса. 🙂

      • Оксана

        Спасибо, Елизавета! Я начала у тебя Апгрейд Эффективности и остановила обратную связь, т.к. стала нащупывать свой смысл. Просто повышение эффективности в деятельности, которую веду, не достаточно мне. Появились более масштабные цели, пересматриваю декларацию. Хочется это делать не в режиме ежедневных новых навыков, а сначала принять новое виденье будущего. Что ты посоветуешь? Начать сначала курс с новой декларацией, продолжить или отложить до появления четкого виденья своего будущего? Благодарю.

  • http:/nevipoteka.ru Виктория

    А ведь очень вовремя статья появилась! Я как раз именно сейчас увлеклась написанием статей и постов для блога (было меня в целях отработать этот навык) сейчас пишется хорошо.. а с советами от Кинга и от Елизаветы думаю пойдет еще веселее. Использую приемы: написать на одном дыхании, потом отлеживается неск дней, потом иногда приходят мысли добавляю просто в блокнот..а через 3-5 дней окончательна правка. Иногда получается,что вроде начинаю писать как дополнение в “старой” статье, а получается,что выхожу на новую тему. СПАСИБо за своевременную информацию

    • https://www.elizavetababanova.com Елизавета

      У меня этот процесс работает аналогично 🙂 Периодически задуманная тема статьи – это лишь толчок, начальный этап для раскрытия более глубокой темы.

      Поздравляю с началом писательской деятельности, Виктория!

  • Boris Prociuc

    Спасибо Елизавета. Я понял что иду правильным путем.