Как научиться рано вставать: польза раннего подъема

Знаете ли вы хотя бы одного успешного и счастливого человека, который слишком долго спит по утрам?

Чаще всего люди, которые переполнены творческой энергией и энтузиазмом, стремятся как можно меньше спать, так как бодрствование доставляет им намного больше счастья, чем сон. Они прекрасно понимают, что польза раннего подъема по утрам неоспорима.

А чем менее счастлив человек, тем больше он спит, избегая таким образом не радующей его реальности.

Большинство тренеров личностного развития говорят о том, что нужно начинать свой день до восхода или вместе с солнцем. Но в чем же заключается польза раннего подъема, объясняют лишь единицы.

Не зная законов природы, очень сложно ответить себе на вопрос, зачем что-то делать определенным образом. В результате изменить прижившиеся привычки практически невозможно.

Я всегда стремилась к тому, чтобы рано вставать, но никогда не находила убедительного обоснования этому, кроме того, что чем меньше мы спим, тем больше успеваем. Более того, на самом делом я даже толком не знала, полезно ли вставать рано утром, ведь успевать многое можно и по вечерам, и ночью. Почему же практически все успешные люди в один голос настаивают на том, что нужен именно ранний подъем?

Несмотря на отсутствие научных обоснований, высокоэффективные люди интуитивно понимают, что привычка рано подниматься — одна из ключевых составляющих их успеха.

Мудрецы говорят, что когда человек готов к учителю, тот приходит. Также случается, когда человек готов к трансформации — он получают знания, вдохновляющие его на изменения своей личности и судьбы.

Это произошло со мной, когда я искала подтверждение пользы от раннего подъема. В поисках знаний я открыла для себя лекции Олега Торсунова.

После нескольких часов прослушивания записей его семинаров все встало на свои места, и подниматься задолго до восхода солнца стало для меня естественным, а не насильственным явлением. Теперь я твердо знала почему полезно рано вставать.

Олег Торсунов, автор нескольких книг, сегодня является одним из ведущих экспертов Аюрведы, что в переводе означает «знание жизни». Основываясь на древнейшей мудрости наших предков, он предлагает нам эти знания в своих книгах и на семинарах.

Так почему полезно рано вставать?

«В ведических знаниях основа и залог человеческого счастья — соблюдение правильного режима дня», — пишет Олег Торсунов в своей книге, которая так и называется «Режим дня».

Изучив материалы, которыми руководствовались наши предки в ведические времена, я пришла к выводу, что ранний подъем не является следствием успеха, а скорее наоборот: человеку, развившему у себя привычку подниматься до восхода солнца, дается энергия для построения счастливой и успешной жизни.

Если на это вы отреагируете скептически, я пойму вас, ибо до недавнего времени я сама не придавала слишком большого значения этой теме.

Но если вы мечтаете о том, чтобы у вас было больше энергии, времени и сил, а в результате — и больше удовлетворения от жизни, эта информация не сможет не вызвать резонанс в вашем сердце.

Воздействие солнца и луны

В нашем мире все подчиняется законам природы. Живя вот уже более полугода возле океана, я ежедневно наблюдаю влияние луны на приливы и отливы.

В медицинской скорой помощи давно замечен феномен: количество больных с тяжелыми случаями значительно увеличивается во время полнолуния. Полиция США тоже подтверждает рост количества преступлений в полнолуние.

Так как солнце и луна определяют движение энергии в нашем теле, чем больше мы прислушиваемся к этому влиянию, тем легче нам становится жить в гармонии с природными циклами. Вот почему полезно рано вставать.

Веды говорят о том, что установление собственного ритма бодрствования и сна в соответствии с движением солнца и луны приносит нам счастье. Невероятно, не правда ли?

Неужели, спросите вы, солнце и луна могут влиять на мою карьеру и отношения? Оказывается, эти две силы напрямую воздействуют на наше психическое состояние и на качество энергии, которую мы получаем от жизни.

А от качества нашей энергии зависит все: какое у нас настроение, как мы общаемся с любимыми людьми, как хорошо мы работаем в коллективе и каких результатов достигаем в работе.

Согласитесь, что чем больше у вас энергии, тем легче вам идти по жизни. И чем сильнее вы истощены энергетически, тем труднее вам преодолевать трудности.

Теперь представьте себе, что ваше эмоциональное состояние напрямую зависит от соблюдения режима дня.

Согласно Ведам, карму (уроки и препятствия, которые мы должны пройти по жизни) изменить очень трудно, но возможно, если мы начинаем правильно взаимодействовать с силами природы.

Соблюдая режим дня, мы можем смягчить удары судьбы, так как, подчиняясь естественным ритмам, мы развиваем в себе духовную силу. Приобретя эту силу, мы спокойнее преодолеваем уготованные нам уроки, оставаясь в позитивном настрое и не теряя ощущения счастья.

Возможно, эти утверждения и звучат интригующе, но они останутся для вас всего лишь словами, пока вы не испробуете на себе древние знания и не прочувствуете колоссальный эффект от соблюдения режима дня.

Попробовав же хотя бы в течение недели жить в гармонии с природой, вы скорее всего заметите следующие изменения:

  • Вы станете меньше спать (если раньше я спала 8 часов, то теперь я высыпаюсь за 6—6,5 часов)
  • Вы будете чувствовать себя намного бодрее
  • С каждым днем вас будет все больше и больше наполнять ощущение счастья
  • Вы начнете эффективнее планировать свой день
  • Вы станете намного более работоспособным
  • У вас повысится иммунитет
  • С каждым днем вы будете ощущать больший прилив творческой энергии

В чем же заключается секрет соблюдения режима дня и как рано нужно вставать?

Я рекомендую изучить работы Олега Торсунова, чтобы полностью прочувствовать глубину и масштаб этой темы. Я же остановлюсь на основных моментах, почему соблюдать естественный для человека образ жизни полезно и правильно.

В своей книге «Режим дня», Олег Торсунов пишет, что «человек может научиться все делать правильно только двумя путями:

1. Получив истинное знание через добровольное изучение законов и добровольное следование им.

2. Если нет желания изучать и следовать, то придется получить понимание, как правильно жить, через страдания».

Какой способ обучения выбираете вы?

Почему полезно рано вставать?

«В каждую секунду времени происходят вполне определенные процессы в нашем организме, и их протекание зависит от фазы движения Солнца. Вся эта система работает с огромной точностью. И мы в этой деятельности Солнца и времени ничего не можем изменить, потому режим дня человека строго регламентирован.
В полночь Солнце находится в самом нижнем своем положении, поэтому в это время мы должны быть в состоянии максимального отдыха.

Поэтому лучшее время для сна — с 21:00 до 3:00, хотя можно спать и с 22:00 до 4:00 или с 20:00 до 2:00».

В чем же сила раннего отхождения ко сну?

Разум и ум отдыхают активнее всего с 21:00 до 23:00. Поэтому, если вы не заснули хотя бы в 10 часов вечера, то у вас будут страдать функции ума и разума.

У тех, кто регулярно ложится спать позднее 23.00, постепенно ухудшаются умственные способности. Снижение интеллектуальной силы происходит не сразу, поэтому человек не может провести параллель между сном и умственным истощением.

Но, возможно, вы уже замечаете в себе следующие признаки усталости ума и разума: снижение концентрации внимания или чрезмерная напряженность ума, усиление вредных привычек, уменьшение силы воли и увеличение потребностей в сексе, еде, сне и конфликтах.

Если человек не спит с 23:00 до 1:00 ночи, то у него будет страдать активность праны (жизненной силы), циркулирующей в организме.

Следствием расстройства функционирования праны является нарушение работы нервной и мышечной систем.

Симптомы снижения жизненной силы: слабость, пессимизм, вялость, снижение аппетита, тяжесть в теле, психическая и физическая разбитость.

Если человек не спит с 1 ночи до 3 утра, то от этого страдает его эмоциональная сила.

В результате появляются чрезмерная раздражительность, агрессивность, антагонизм.

Если деятельность человека проходит в сильном нервном напряжении, то, согласно Ведам, он должен спать 7 часов и вставать в 4-5 утра, или даже спать 8 часов и вставать в 5-6 утра.

Но во всех случаях ложиться спать после 10 часов вечера вредно как для психического, так и для физического здоровья.

К чему ведет несоблюдение этих правил, помимо уже упомянутых расстройств?

Если человек продолжает игнорировать правильный режим дня, он постепенно начнет испытывать состояние депрессии, причем ее развитие будет происходить незаметно.

Через 1—3 года депрессия накапливаться, и мы почувствуем, что краски жизни тускнеют и кажется, что все вокруг становится мрачным. Это признак того, что мозг не отдыхает и его психические функции истощаются.

Насколько яркие ваши краски жизни? Есть ли у вас серьезные планы на эту жизнь или вы давно смирились с безрадостным существованием? Ставите ли вы для себя цели и достигаете ли их?

Рано вставать полезно

Или, возможно, у вас есть цели, но не хватает жизненной силы для того, чтобы их реализовывать?

Начните соблюдать режим дня, и вы ощутите пользу раннего подъема. У вас откроется новый источник энергии, который даст вам силу для достижения ваших самых заветных желаний.

Соблюдение режима дня, на мой взгляд, — один из самых простых и основополагающих инструментов личностного развития.

Согласно Ведам, «разумность — это способность правильно понять силы, которые существуют вокруг нас и влияют на нашу жизнь. Первая и главная среди них — это сила времени. Разумный человек понимает, что она есть, и торопится сделать все вовремя».

Попробуйте в течение следующих нескольких недель жить в соответствии с силой времени. Я буду рада услышать от вас, как в результате изменится ваша жизнь.

А еще больше полезных привычек вы можете узнать из моего марафона “Идеальное утро”.

  • Иван Бойков

    Это все конечно хорошо и правильно. И очень многие ложась вечером обещают себе встать завтра с первым будильником, но уже утром эта идея не кажется такой хорошей и Каждый раз поддаешься соблазну полежать еще немного и в итоге просыпаешь.
    Чтобы было проще приучить себя к подъему рекомендуется ставить будильник как можно дальше от кровати, чтобы приходилось вставать и идти к нему. Так же, хорошо помогает стакан холодный воды, приготавленный с вечера. Слышим будильник, встаем с кровати чтобы выключить и сразу выпиваем воду. Получается своеобразная “прогулка и душ”. После этого дотащить себя до душа значительно проще.

    • Elizaveta

      Каждый человек должен для себя найти подходящий для него инструмент, который он может использовать для своевременного подъема. Для меня – будильник, до которого нужно идти и другие методы были малоэффективными, т.к. можно его выключить и снова заснуть.
      А вот вопрос – хочу ли я сегодня провести день эффективно и радостно – меня мотивирует на подъем гораздо больше, чем какие-либо процедуры. 🙂

      • Наталья Ковалева /Sakura Ra/

        Действительно, правильный стимул намного важнее любых приспособлений:)

      • http://www.lilia-koch.ru/ Лилия

        В свое время я тоже много слушала Торсунова. Есть полезные и интересные вещи. Что касается раннего подъема, то летом лечь в постель в 21.30 не хочется.

      • Елена Колесова

        Класс! спасибо .Елизавета ! Ты лучше Торсунова поставила акценты на важном .причине и следствиях!(для меня).

      • Сергей

        Здравствуйте. А мне вот очень интересно, как мне с моим графиком работы 2/2 (день, ночь/ отсыпной, выходной) соблюдать этот режим. А я очень хочу. Поэтому и наткнулся на вашу статью. Заранте спасибо

    • Георгий

      Шутка /анекдот/:
      Лучше всего помогает быстрому пробуждению 1- маленькая мышеловка, положенная с вечера на будильник; 2- чашечка крепкого горячего кофе, пролитая себе на живот; 3- тазик с холодной водой, поставленный на место тапочек(Джером К. Д.) 4- … допишите пожалуйста сами.

    • Евдокия

      огромное спасибо! отличная статья! С появлением ребенка никак не могла понять, откуда эта вечная усталость и раздражительность – всю ночь на иголках, спала днем, в основном… теперь все встало на места! обязательно скорректирую свой режим

    • Андрей

      Иван, дело в том, что если я ставлю будильник на расстояние большее вытянутой руки, т.е. мне надо будет встать что бы его отключить, мой мозг попросту игнорирует его, кстати недавно “развил” в себе способность будучи спящим на автомате отключать лежащий рядом будильник, и отключать входящие звонки…

  • Iulia

    Очень поучительная статья, спасибо тебе Елизавета за расширение рамок полезных знаний!!!

    • Elizaveta

      Спасибо Юля!

  • http://www.webtweb.ru/ Александр Викторович

    Статья действительно интересная. Но про то что нужно ложится до 23, не очень верится.
    И проверить возможности нет т.к. возвращаюсь с работы в 23 или с тренировки и трачу 2 часа на общение с друзьями, после чего только ложусь спать.

    Я считаю что для здоровья достаточно соблюдать режим и заниматься спортом =)

    • Elizaveta

      Есть законы природы, и есть наше собственное мнение, которое всегда начинается со слов “я считаю”. 🙂
      На своем опыте я убедилась, что этот режим дня наиболее разумен, но на то и есть свободная воля у каждого из нас – мы пожем выбрать не подчиняться законам. 🙂

      • Герда

        А еще я знаю, что именно в это время 21.00 – 24.00 вырабатываются гормон серотонин – гормон счастья, и он вырабатывается именно во сне в полной темноте… Соответственно от этого и плохое настроение у нас – неспящих до 23.00!! взамен начинает вырабатываться много гормона, отвечающего за депрессивное состояние..от этого все наши хандры 🙂

      • Лариса

        Я всегда была “совой”, а с возрастом стало не хватать энергии. Изменила свой режим и теперь я “жаворонок”. Чувствую себя бодро! Я за то, 🙄 чтобы прислушиваться к ритмам природы.

        • http://нет Дарья

          Лариса, вот я тоже конкретная “сова”, а как у вас получилось стать “жаворонком”??? У меня все равно больше энергии к вечеру появляется,утром все тяжело дается…

  • Ольга Махалина

    Спасибо за статью Лизе и всем кто написал комментарии, они тоже ценны. С детства меня приучали вставать рано, это был и есть девиз моего папы. Уж не знаю почему, но даже в выходной он будил нас всех, причем не просто “вставай”, а именно рассказывал как много всего интересного сегодня ждет нас и надо все успеть. Вот эта фраза поднимала нас с братом с постелей! Маме всегда нас было жалко и она ворчала на папу, что он не дает покоя детям даже в выходной. Сейчас, когда я сама мама двух детей подростков, внедряю в жизнь папин подход, когда бужу детей рано по выходным ,правда, я это делаю не часто. Видимо, включается женская жалость к детям, как у моей мамы. Так вот, культура человека(отношение к жизни,к своему времени в том числе) , по моему мнению, должна закладываться с детства родителями, причем личным примером и вместе! И тогда, таким как мы дядям и тетям, во взрослой жизни будет жить гораздо легче и интересней. Данная статья очень поможет тем, кто любит все “потрогать руками”. В этой статье чудесно рассказывается как и зачем это полезно делать, а уж делать или нет…это Вам решать.Всегда можно найти кучу удобных причин чтобы не делать, только зачем?Нет слова “Не могу”, есть слово “Не хочу”.:) Идея с будильником и стаканом воды все же хорошая, я ей пользуюсь, когда очень устала:))). Еще помогают домашние животные, мой кот ,например. Если я решила проспать его завтрак, то он начинает орать до тех пор пока я не встану и не дам ему еды.))))Желаю всем успехов!

    • Elizaveta

      Oля, спасибо за ваши истории! Какое счастье, когда твои родители учат тебя правильному образу жизни с рождения.
      Но тем, кому не так повезло, приходится преодолевать не только себя но и принципы, по которым нас воспитали. 🙂

  • Елена

    Спасибо за статью. Мне нравиться идея вставать рано. И законы природы берут свое. Для меня важнее, для чего сегодня я хочу встать рано. Если для того, чтобы сделать что-то, что даст удовлетворение, радость – то встану легко. А вставать ради рутинной неинтересной домашней работы даже не хочется. Понимаю, что мы сами определяем, что нам делать сегодня. Еще можно полюбить эту рутину. Иногда приходится делать нужные и неинтересные вещи, потому что, “если не я, то кто?”. Хотя это очень тормозит.

    • Elizaveta

      Елена, я использую такой прием: загружаю на свой айпод массу интересных лекций/аудио книг в выходные, чтобы хватило на всю неделю.

      Когда я занимаюсь рутинными делами, я слушаю записи. Сейчас мое расписание настолько насыщенно, что очень мало времени есть на обучение, поэтому я не могу дождаться этих рутинных дел, чтобы послушать моих любимых авторов и учителей. Это еще один дополнительный стимул меньше спать 🙂

      Об этом принципе я написала в этой статье:
      http://elizavetababanova.com/news/obuchenie.html

      • Елена

        Спасибо. Я забыла сказать, что рутинные дела – это послушать историю мужа о том, как он менял колесо; проверить, чистые ли у сына уши и т. д. Если я буду заниматься исключительно собой, муж от меня уйдет, сын зарастет в двойках, а я этого не хочу. Вы говорите все правильно, но что-то комментировать мне больше не хочется. Еще раз спасибо.

        • Elizaveta

          Позаботиться о муже (выслушатъ, поддержать) и сыне – на мой взгляд не рутинные дела, а наши основные обязанности…. Подарить любовь любимым людям – что может быть важнее? 🙂

          • Елена

            Свое предназначение. Надо выбирать. Или они, или я любимая. Совмещать сложно. Если отвести им определенное время, определить рамки… Как то это не по человечески. Им хочется общаться со мной именно тогда, когда я занята по их мнению ерундой, хоть я объясняла, почему мне это очень нужно. Я решаю их повседневные проблемы, чтобы они могли заниматься любимым делом и приносить домой результаты: один – зарплату, второй – грамоты и медали. Я стараюсь быть доброй, внимательной и т.д..Но мое желание – плюс к этому еще реализовать себя в своем деле. Интересы у нас у всех разные, заинтересовывать их своими идеями можно и не пытаться. К тому же я еще работаю. Единственное, работой можно пожертвовать.

          • Elizaveta

            Елена, вы – героическая женщина!

          • Елена

            Спасибо. В чем то беру пример с Вас.

          • Людмила

            Конечно семья требует внимания.Мне понравился один метод попросить у близких 2 часа в день на свободное время.Чтобы никто не мешал.делать что вам нравиться.Или это получается 1 день в неделю.

  • Елена

    Еще хочу написать об отношении к своему здоровью. Мы привыкли, что у нас есть солнце, воздух, вода, 5 чувств, две ноги, здоровье и т.д. И мы ценим этот дар лишь тогда, кода его потеряем из-за нашей же глупости. Тогда говорим себе: “я раньше не понимал, как был счастлив, как сейчас мне этого не хватает”. Но как сделать так, что бы это понимание пришло до того, как мы потеряем свое здоровье? Это называется профилактика. Но часто услышав это слово, люди думают, что это не для них. Не для них режим дня, рациональное питание, здоровая физическая нагрузка, стабильное эмоциональное состояние. Потом говорят: “знал бы где упасть, соломку бы подстелил”, а это и есть соломка. Как можно донести, хотя бы до своих близких, что эта соломка им нужна? Спасибо.

    • Elizaveta

      Если человек не готов к трансформации, его не нужно убеждать, и тем более заставлять.

      Чаще всего близкие начинают следовать нашему примеру, если они видят положительные эффекты от внедрения наших новых привычек и если мы демонстрируем свое постоянство (а не делаем так, как большинство: сегодня не ем мясо/через неделю поглащаю все подряд, сегодня встаю рано/завтра сплю – такие явления обычно, напротив, делают их циничными по отношению к нашему личностному росту).

  • Артём

    …я постоянно рассуждал на данную тему, но считал, что я фантазирую. Всегда верил в силу режима дня и замечал, что можно выспаться за 6 часов в определенное время суток :)) теперь я знаю, что это не фантазии и это работает, буду работать над собой 🙂 спасибо 🙂

    • Elizaveta

      Супер! Ваш организм интуитивно владеет этим знанием, а значит, и жить в гармонии с природными циклами гораздо легче, чем всем остальным, кто этого не чувствует.

  • http://цель24.рф Эрнст

    Спасибо за статью, многое стало понянее.

    Но хотелось бы уточнить кое что.
    Вы пишите: “Но возможно вы уже замечаете в себе следующие признаки усталости ума и разума, такие как: снижение концентрации внимания … увеличение потребностей в сексе, еде. . .”

    А увелличение потребностей в сексе, это что плохо?

    • Elizaveta

      Увеличенные потребности в чем либо – это отклонение от нормы (если только это не беременная женщина :). Зачастую, мы пытаемся компенсировать стрессы перееданием, а эмоциональную усталость физической близостью, но в результате страдаем еще больше, т.к. причина наших поступков кроется совсем в другом.

      А борьба со следствиями, конечно же, ведет в тупик.

  • Л. Виданова

    Спасибо за статью и комментарии к ней тоже очень интересны! Хотела бы обратить внимание сомневающихся и тех, кто не может проснуться рано, что автор указывает на важность того, что отходить ко сну следует не позже 22. Соответственно, и проблемы раннего подъема, наверняка, исчезнут. Сама раньше считала, что я “сова”, а следуя таким простым принципам уже несколько месяцев, действительно просыпаюсь по утрам без проблем, в хорошем настроении и с желанием за день выполнить много дел. Вечерами же уже к 22 чувствую, что просто засыпаю, и если вынуждена по каким-то причинам задерживать отход ко сну – физически ощущаю как это тяжело. Еще раз спасибо, Лиза!

    • Георгий

      “отходить ко сну следует не позже 22”
      Я полагаю, что автор говорит о солнечном времени.

      Следует принимать во внимание, что мы живём в условиях ОТНОСИТЕЛЬНОГО, а не Солнечного времени. Например, в Санкт-Петербурге мы давно живём по московскому времени, хотя сидерическое (истинное) время отличается от московского почти на час (позже). К нам Солнышко приходит попозже, а часы “по МСК” идут на час раньше.

      Кроме того сейчас мы живём “по летнему” времени, отличающемуся от “зимнего”, как бы настоящего, ещё на час. Раньше.

      В результате, например, полдень (по часам 12:00) по – настоящему наступает у нас по часам в 14:00. В это время Солнце находится на юге, что можно проверить по компасу, и тень от любого одиноко стоящего предмета имеет наименьшую длину.

      Этот факт очень важен для людей совершающих периодические вылазки на природу. Надо просто запомнить, что истинный полдень в 14:00.

      Значит, с учётом того, что спать нужно ложиться не позднее 22:00 + 2 часа = 24:00
      Вставать же нужно примерно в 00:00+ 5 часов на сон(если хватает) = 5:00. Если маловато, то лучше ложиться пораньше – по часам в 22 или в 23:00.

      Также полезен для сердечного здоровья послеобеденный сон. Вспомним “тихий час” в детских учреждениях и медицинских стационарах, “адмиральский час” на флоте, ещё со времён парусного флота, компенсирующий большие физические нагрузки и дающий дополнительный шанс на успешное выполнение поставленных и возникающих задач и возвращение из похода.

      • http://www.elizavetababanova.com Елизавета

        Великолепное дополнение, спасибо!

      • Евгения

        Георгий, подскажите, пожалуйста, во сколько истинный полдень в Новосибирске? Разница между Мск и Нск – 3 часа, но я точно не знаю связано это как-то с солнцем или нет, т.к. раньше (лет 15 назад) разница была 4 часа. Поэтому если подскажете, буду Вам очень благодарна.

      • Валентина

        Торсунов О. говорит т, что днём спать нельзя и даже вредно

      • Наталья

        А как у нас на Урале(в Перми)вычислить правильное время?

  • Swetlana Woronow

    Елизавета , спасибо Вам за ценную информацию. Для себя пользу от раннего подъёма , я открыла давно , кроме всего прочего , мне ещё нравилось ощущение некой тайны (не сочтите за пафос)или что тебе всё подвластностно .И потом в течении дня ощущение , что ты опережаешь время или идёшь в ногу , а не догоняешь время. А последствия позднего подъёма испытала на себе ( работа посменно – до 4.00 ночи в течении 5-ти лет ) Апатия , общая усталость от жизни и пр.
    Я всегда считала противоестественным , ложиться спать тогда- когда природа пробуждается. Особенно сильно это ощущается летом , когда в 4.00 ночи, или уже утра, возвращаешься домой после работы . Всё пропысается и начинают птицы петь , а тебе нужно спать ложиться- АБСУРД
    Но благодаря ,этим ночным возвращениям :о) , я стала задумываться над тем ,что пора менять что-то в жизни. И вот теперь , когда я работаю на себя и над собой , практикую опять ранние подъёмы .
    Мне помог один совет (не помню чей ) чтобы сломать старый режим ” Вы можете лечь спать во сколько хотите , но встать Вы должны в 5.00″ . Таким образом , уже к обеду у ВАс будет только одна мысль – поспать . Нужно дотянуть до 21.00 или до 22.00 и уже на следующиий день ,Вы уже гораздо легче встанете в 5.00. Парадокс , но успеваешь гораздо больше .
    Спасибо ещё раз Вам за статью,в ней нашла подтверждение правильности своих мыслей . Всех Вам благ.

    • Elizaveta

      Светлана, спасибо за ценное дополнение к статье! Действительно, это очень полезный прием, т.к. первый день нового режима – это самое трудное.

      Если преодолеть себя один раз и потом своевременно лечь спать, организм перестроится довольно быстро.

      Хотя, когда я прочувствовала весь смысл раннего подъема, в первую неделю организм сам начал просыпаться в 3.45, за 15 мин до будильника. Это было впервые в жизни. Вот, на что способен организм, когда он осознает смысл какого-либо процесса. 🙂

    • http://www.kgt24.ru Васса

      Светлана, я тоже знала, что “Вы можете лечь спать во сколько хотите , но встать Вы должны в 5.00”, но забыла! Спасибо, что напомнили )) А со своей стороны хочу поделиться: я научилась вставать без будильника во столько, сколько нужно по Методу Сильва. Есть даже анекдот, что будильник придумал дьявол, и поэтому с утра все люди злые )) Я не выношу звука будильника, какую бы мелодию не ставила, поэтому научилась вставать в полной тишине. Только с завтрашнего дня я буду вставать раньше! А за это спасибо Лизе ))

  • Ирина

    В настоящее время ранний подъём даётся относительно легко, хотя раньше, до прослушивания лекции О.Г. Торсунова о режиме дня, приходилось прилагать неимоверные усилия. Согласна с мнением Елизаветы о важности понимания пользы раннего вставания. Как только я осознала, по какой причине необходим ранний подъём, просыпаться стало гораздо легче. Хотя ещё иногда, по выходным, даю себе поблажку в виде дополнительного часа. Оправдываю себя, называя это состояние медитативным.Спасибо тебе, Лиза, за огромный просветительский вклад в деле ПРОБУЖДЕНИЯ народа!

    • Elizaveta

      Ирина, я, кстати так и поступала на начальном этапе, просыпалась до 4-х, включала медитацию холосинк, и медитировала в течение часа. Сейчас встаю и сразу в душ! 🙂

  • http://www.SvetlanaVoronova.ru Swetlana Woronow

    А тема очень актуальна . Как хорошо , что проснувшихся становится всё больше . :о)
    Спасибо Елизавета.

  • Лариса Худан

    Спасибо, Елизавета за статью и всем тем кто оставил комментарии. Лично для меня вставать рано утром большая проблема. Всегда считала что я “сова”. Хотя, если мне зачем-то нужно встать рано (на поезд, на пример), то получается. Никогда не задумывалась, что ранний подъем так важен для развития личности. Пойду спать. уже 21.47. Завтра постараюсь встать в 6 утра.

  • Олег

    Все люди разные. Есть ярко выраженные совы, есть жаворонки. По этому поводу есть много исследований. Так вот у ярко выраженных сов всегда сонливость утром и первой половине дня. Причем вне зависимости от того, во сколько лег. Отсюда вывод, нужно все-таки прислушиваться к своему организму. Насилие едва ли даст положительные результат.

    • Elizaveta

      Это, как раз одно из заблуждений, которое рассеивается в результате исследования данной темы.

      Я выросла в семье сов, и где-то до 22 лет считала себя совой. Когда я начала периодически пытаться вставать рано, то оказалось, что после нескольких дней ранний подъем дается все легче, а энергии в течение дня становится все больше.

      Зачастую то, что мы думаем для нас естестветнно – лишь результат привычки или навязанного нам образа жизни или мышления. 🙂

  • Александр

    Я познакомился с лекциями Торсунова 1,5 года назад и стал применять практику раннего вставания. Однако, закрепиться в этом не получалось. Последние дни я вставал рано, а ложился поздно, поскольку ложиться до 22 не получается и чувствовал, как энергия истощается. После очень тяжелого дня я решил выспаться и на следующий день чувствовал себя великолепно.
    Однако, я все же намерен приучить себя рано вставать. Буду находить возможности ложиться рано.

  • Наталья Ковалева /Sakura Ra/

    Готова подписаться под каждым словом в этой статье! Раньше никогда особо не задумывалась, почему ничего не успеваю, да и делать как-то ничего не хочется, теперь же, вставая с солнышком, увидела в этом не только массу возможностей, но и почувствовала, как что-то внутри меня начало резонировать с окружающим миром, как будто жизнь стала поддерживать меня, показывать новые пути решения задач. Я стала больше улыбаться , практически пропала раздражительность… Теперь я просыпаюсь с радостной мыслью о новом дне , все успеваю и как будто получаю энергию извне:))

  • Есения

    Елизавета, спасибо Вам за очень познавательную статью ! Буду пробовать применить все вышесказанное вами на практике уже с сегоднешнего дня ! 🙂 Только у меня возник один вопрос. Получается нужно вставать раньше восхода солнца ? А учитывая например то что в России начиная с поздней осени светает не раньше 8 утра, то вставать надо намного раньше рассвета и это всё равно будет гораздо благоприятнее для организма и общего самочувствия ?

    • Elizaveta

      Есения, оказывается, солнце начинает воздействовать на нас задолго до первых лучей. Вставая в 4 утра, мы как раз попадаем под его положительное влияние и можем полноценно использовать его энергию.

      • Есения

        Благодарю за ответ, Елизавета 🙂

  • Tatiana

    С огромным интересом прочитала Вашу статью. Удивительно, но раньше я была 100% “сова”, ложилась поздно, вставала поздно и результат-непонятная усталость, продуктивность небольшая, и главное не понимала от чего. Но все изменилось месяц назад. По неволе (отправляла сына в школу) стала вставать в 6.20 и что бы не терять время зря занялась пробежками на свежем воздухе. Сейчас я просто изменилась, появилась энергия, желание творить и творить, пересмотрела весь свой график дня, рацион питания и многое другое. И самое интересное…появился огромный интерес ко всему правильному и полезному..пришло это как-то само самой разумеющее. Просыпаясь раньше, естественно и ложиться хочется раньше..Теперь я очень жалею, что потратила многие мои годы на сон. Но главное, что теперь все изменилось и даже в выходные встаю рано, нахожу массу невыполненных дел и все у меня получается. Еще раз огромное спасибо за подтверждение выбранного мною пути.

    • Elizaveta

      Спасибо, за еще один прекрасный пример того, что “сов” придумали те, кто не хочет жить в соответствии с законами времени, и навязали эту идею другим людям. 🙂

  • Людмила

    Спасибо огромное, Елизавета, за поучительную статью, за прекрасные коментарии к ней, интуитивно понимала ,что надо рано вставать ,но заставить себя не могла, а в итоге целый день разбитая , как не в своей тарелке. Теперь буду работать над собой. Еще где-то прочитала давно,что цикл сна 1,5 часа , поэтому надо спать 4,5ч; 6ч; 7,5ч, если проспишь больше будет болеть голова. Желаю всем здоровья и успехов. Всем огромное спасибо.

  • Надежда

    Замечательная статья! Я читала книгу О. Торсунова “Сила времени”, я стараюсь жить по режиму, мне легко вставать рано утром, но не очёнь получается ложиться спать до 24-00, и в результате получается, что я очень мало сплю. Не знаю как с этим справиться.

    • daniyar

      Всё просто! выкручиваете все лампочки (свечи используйте), выкидываете телевизор напрочь, выход в интернет после 8:00 запретите (кажется в антивирусных прогах есть такая ограничительная функция). отбой после 9 вам гарантирован. зимой ещё раньше. 💡

  • http://www.anpushkino.ru/ lizametrika

    Хороший сайт, отличный материал. Обновляйте почаще.

  • http://eb-school.ru Лев

    Если вставать рано, действительно энергии больше. Я озадачился этим вопросом относительно недавно. Лет 5 назад энергии было и так много, всю свою сознательную жизнь был совой и не ощущал недостатка энергии. Но после переезда в Питер и 6-ти летнего проживания в этом славном городе понял, что я стал на 6 лет старше и климат тут совсем недружелюбный. Что естественно сказывается на самочувствии. Сейчас стараюсь вставать рано, хотя иногда для меня это совсем непросто…

  • ТАТЬЯНА

    супер!

  • Елена

    Лиза, спасибо огромное за материал. Разъяснила многие моменты. Почему только я не прочитала это месяц назад? Мне это помогло бы. Чувствуется, что здесь многое можно почерпнуть. Это первый материал, который я здесь прочитала. Успехов, Лиза! У тебя супер получается!

  • http://rina-krikunova.blogspot.com Екатерина

    Спасибо,Елизавета, за полезную статью!
    Я такой человек,что люблю вечерами допоздна засидеться в интернете,почитать интересную книгу,или послушать аудиотренинги и пр.А вставать приходится рано,ребенка в садик вести.Так вот ,действительно,замечаю ,что организм истощается, мозги плохо соображают,апатия ко всему, и все от неправильного распорядка дня.
    И вот мой партнер по бизнесу рассказывает эту же систему Торсунова,и сейчас прочитала вашу статью,не спроста это мне кто-то или что-то подсказывает,что надо начинать применять эти рекомендации.
    Спасибо!

  • Алекс Иванов

    Много лет вел неправильный образ жизни пока не дошол до “ручки”. И как то само получилось что спать стал ночами. Со временем стал жить просто как по маслу…… и с клиентами, и в отношениях….. прошел какой то внутренний напряг, который присутствовал постоянно… Щас вот уроки Алекса ночами, 3 месяца нет режима

  • Гришанова Вера Андреевна

    Елизавета, спасибо большое за разъяснение по режиму- надо мне обязательно все поменять.
    Я в нете совсем недавно- с апреля месяца 2011 года..Хочется все закрепить и изучить.. Я имею в виду: сайты, странички, блоги, на которые ты сам заходишь. А для этого нужно время.У меня муж болен уже 8 лет, последствия инсульта. Он не дает мне работать за компом днем, поэтому работаю ночью, а это забирает жизненную энергию. Постараюсь поменять режим и отношение к моей работе у мужа, я надеюсь, улучшится. С уважением, Вера Андреевна.

  • Ирина

    Кто рано встает,тому Бог подает!!!!!!

  • Людмила

    Я теперь понимаю многие свои проблемы. Не знаю как эти методы будут для мама с детьми до 2-х лет? Ведь режим меняется и вставать ночью надо.

    • http://psiholog-chelny.ru/ Лидия

      Людмила, я тоже мама с маленькой дочкой, которой недавно исполнилось два года.
      Некоторое время назад я начала практиковать раннее вставание. Естественно, что пришлось научиться рано ложиться спать. Однозначно могу сказать, что когда встаешь рано, сил, энергии, любви и всех остальных положительных эмоций становится во сто крат больше!!!
      И родные не ворчат на мои дневные вылазки в интернет, потому что им хватает моей любви, даже если я в данный момент времени с ними не разговариваю. А вот если я легла поздно, да еще и за компом просидела ночь, то бываю жутко раздражена и уставшая, и тогда жди – ворчание будет от всех, и все я для них буду не так делать.

      И, как правило, когда правильно спишь, то энергия совсем иная – вечером/ночью я писала бы статью часа 2-3, а утром рано пишу за полчаса-час. И энергетика в статьях совершенно другая!!! И другие дела махом делаются.

      Правда, у меня сейчас возник небольшой ступор. Летом было все легко и просто, просыпалась с солнцем или чуть раньше, а сейчас встаю задолго до него, и как-то хуже стало получаться вставать. И еще я задумалась о часовых поясах, все-таки, если ритм сна зависит от физиологии, луны и солнца, то и время должно быть для всех разное. Наше поясное время (Татарстан) отличается от Московского, хотя мы живем по московскому. Т.е. мои 21:00 – это не тоже самое, что 21:00 в Москве… И даже не 22:00

      Как определить правильное время для своего региона? Для своего города? Насколько, например, у меня для правильного режима должно отличаться время?

  • Ольга

    Елизавета, огромное вам спасибо за эту статью! Отличные советы! Благодаря вам я не просто встаю в 5.45, но и пришло понимание того зачем нужно вставать до восхода солнца! И как это здорово вставать рано! совсем другие ощущения в течении дня!

  • http://www.fastosoft.ru/ Дима

    Да. Вопрос о конкретном указании времени меня тоже волнует. Ведь существует не только часовые пояса, но и время восхода солнца каждый день разное. Поэтому, скорее всего, точное природное “время” нужно вычислять каждый день и следовать ему. Хотя такая задача может оказаться сложной и неоправданно затратной. Ведь, я считаю, что всё это УЖЕ должно быть заложено внутри нас и мы сами должны чувствовать природу и жить в гармонии с ней автоматически 🙂
    Мне кажется, что так во всём – можно вывести те или иные действия научным путём, исходя из долгих расчётов (если ещё и наука достаточно развита), а можно прсото “чувствовать” и делать вещи не хуже даже не догадываясь о науке. Например, в музыке – можно вычислять каждую нотку исходя из законов гармонии (можно даже спуститься не до нот, а до наборов колебаний определённой частоты), а можно просто взять инструмент и играть импровизацию ни о чём не задумываясь (если достаточно опыта).
    Таким образом наше “чувствование” зависит от чего-то данного при рождении + опыт.
    Но я отошёл от темы 🙂 Про сон. Я сам решил вставать рано, и действительно хочется из-за этого ложиться рано.
    Но две вещи меня волнуют:
    1)как узнать корректный временной промежуток для твоего местоположения и
    2)ставя будильник на конкретное время ты никогда не попадёшь в точку, ведь время зависит от множества факторов, часть из которых известна только уже утром (например во склько ты реально заснул). Поэтому ИМХО либо будильник нуден мегаумный, либо как-то надо без него 🙂
    Что вы скажете по этому поводу?

  • Наталия Офицерова

    Лиза, здравствуйте, учусь в вашей Школе Бизнеса и Личностного развития , уже больше месяца вы с Алексом закладываете в меня программу перемен. Я на самом начале этого сложного пути. Режим. Да, я понимаю, что с это необходимо. Только мой случай очень запущенный. Я ложусь спать в 7 – 8 утра. То есть ложилась. еще несколько дней назад. Поэтому я не смогла сразу в 5… я поставила себе для начала 11 утра , вместо 13-14. Вот сейчас пишу…. и сама понимаю, что не права… надо еще раньше попробовать… Только вот одно но. Я с работы прихожу в 23.00 – 00.00
    сразу спать? с порога? могу, правда раньше с работы приходить… вот когда уроки с вами, я же прихожу домой к 21.00 )))) но тут вроде как на урок, а не в постель ))) Лиза, вы что посоветуете ?

  • Надежда

    Живу в Иркутске, солнце встает в 9 утра ,встать по солнышку летом в 5 утра получается, а вот зимой сложно ,пробовала ,получается насилие над организмом.Что посоветуете?

    • Артем

      Надежда , В первую очередь опирайтесь на время восхода солнца , вставать нужно согласно ведам в Брахма-мухурту , она наступает за 1,5 часа до восхода Солнца , определите когда в вашем городе восход и вставайте – не ошибетесь , тут четкие и точные границы используя официальное времяисчисление нельзя ставить , время режима постоянно изменяется – в зависимости от сокращения и уменьшения дня . Солнце – это истинный режимный ориентир. Сам тоже имел опыт вставания не по планете а по официальному времени(которым правительство играет как хочет), зимой это тоже было действительно насилием. Я желаю всем счастья.

  • Людмила

    Замечательная информация и очень своевременная для меня!!! 😯 🙄

  • http://sergeyvodnev.blogspot.com Сергей Воднев

    Елизавета, Ваш блог – просто кладезь ценной информации!
    Меня давно интересовало научное обоснование режима сна.
    Да, действительно, наш организм зависит от движения луны и солнца,
    но это не объясняет, “почему” желательно соблюдать именно
    описанный Вами режим.
    Недавно я нашёл теорию, которая представляется мне более научной
    и объясняет данный феномен с точки зрения процессов, протекающих в организме.
    Итак, почему лучше рано ложиться спать –
    это связано с выработкой таких гормонов
    как мелатонин и кортизол в организме.
    Мелатонин вырабатывается начиная с 20 вечера и до 3-х ночи,
    причём только в темноте и тишине.
    Помимо регуляции кровяного давления и деятельности мозга,
    мелатонин замедляет процесс старения организма.
    А кортизол, “гормон стресса”, начинает вырабатываться в три ночи.
    Вполне допускаю, что эти процессы каким-то образом
    связаны с положением Солнца.

  • http://покачтонету narniets

    Мне понравилась такая идея. Я как раз вчера хотел лечь в 10 часов, но у меня не получилось и в итоге лег в 11:25 , а заснул ближе к 12 часам встал в девять часов, опять проспав столько же, сколько обычно. (в прошлый раз лег в ближе к 2 часам и встал в 11). Мне, если честно, это уже надоело и я давно мечтаю научиться рано вставать, как мои друзья, которые, вопреки этой статье, всегда как-то умудряются ложиться в 3 часа ночи и вставать в 5-6 часов совершенно спокойно и бодро, у меня так редко получается и я давно хочу научиться так мало спать.

  • Сергей

    “Знаете ли вы хотя бы одного успешного и счастливого человека, который слишком долго спит по утрам?”

    Как ни странно, знаю: себя. Хотя возможно мог бы добиться большего.

  • Iren

    Торсунова почитаю обязательно, т.к. мотивация для меня очень важна.
    Но что хочу сказать из своего предыдущего опыта. Школьные годы, когда я вынуждена была рано вставать, чтобы ходить в школу к 8 утра были для меня мучением. Я приходила домой и ложилась спать. Считаю, что режим постоянного недосыпания в значительной мере отразился на моей успеваемости. На летних каникулах пробовала вставать в 5 утра, бегать. В результате часам к 11 дня очень хотелось спать. Причем это была не вялость, а наоборот приятная усталось, желание выспаться. В результате приходилось спать в обед, благо каникулы.
    В университет я чаще всего ездила к 3й паре, т.к. выходить из дома в 7-15, чтобы успевать к 8ми казалось мне издевательством.
    На работу надо было к 9ти. Для этого приходилось вставать в 7 утра, что тоже представляло для меня проблему в течение 10 лет.
    Сейчас у меня свой бизнес и это дает мне возможность высыпаться. Оптимальным для себя считаю подъем в 8 утра.
    Прочитав эту статью, посмотрела время восхода солнца в ближайшие дни в своем городе- примерно с 6-40 до 7-20. Получается, в идеале по Торсунову я должна вставать за полтора часа до этого времени, т.е. в начале 6го? Мне кажется,тогда просто сойду с ума.

    • Сергей

      А некоторые еще за полярным кругом живут…

  • http://www.unihdoma.ru Gulnara

    Спасибо за статью, абсолютно согласна с вышесказанным. И испытала на собственном опыте. До рождения детей, я работала до 4 утра, а затем весь день спала. Два-три года назад, начала ложиться спать вместе с детьми в 8.30 вечера, но просыпаться уже в 2, а иногда в 12 ночи ОЧЕНЬ БОДРАЯ, мне стоило огромной силы воли заставлять себя лежать до 4-5 утра. Сейчас я это время использую для медитации. Встаю в 5-6 и это только мое личное время, я спокойно работаю, думаю, планирую. Конечно к 8 вечера, я уже клонюсь ко сну.

  • http://www.unihdoma.ru Gulnara

    Кстати, хотелось бы еще добавить, что одна моя знакомая такого режима дня придерживалась всю жизнь, правда она еще и ела во время, хотя не всегда здоровую пищу, скажем питалась как обычно. Ей сейчас 94 года, гуляет по горам и чувствует себя отлично.

  • Асия

    Елизавета, скажите пожалуйста как мне поступить, раньше чем 1.30-2.00ч. ложиться не получается (начала обучение в вашей школе, а по нашему времени занятия начинаются в 23.00). После занятий уснуть сразу не получается, получается засыпаю где-то в 2.00-2.30ч. Если буду вставать в 6.00 и при возможности спать около часа днем, может быть так. Спасибо за статью, и вам лично!

    • http://www.elizavetababanova.com Елизавета

      Асия, для меня лично соблюдение правильного режима дня – это основа здоровья и отличного жизненного тонуса. По-моему нет ничего страшнее, чем плохо отдохнувшая женщина 😆

      Если бы мне пришлось принять подобное решение, я бы слушала 2 урока в неделю в записи, а на 1 приходила задавать вопросы в прямом эфире (например в, пятницу, чтобы в субботу можно было встать вовремя, а потом днем “доспать” после обеда).

      • Асия Иргалиева

        Большое спасибо, совет хороший.

  • http://www.sygara.ru Роман Алексеев

    Согласен на 100%. Хочу добавить лишь, что я пришел к этому через боевые искусства, когда осознал силу ритма.

  • Iren

    Возвращаясь к теме: как научиться рано вставать. В книге Торсунова содержится также практический совет для тех, кто решил жить в ногу со временем: каждый ложиться и вставать на 5-10 мин раньше и т.о. режим дня постепенно выровняется.
    Также, как я поняла, необходимо узнать из сводок метеослужбы в своем регионе, во сколько солнце находится в зените в Вашем регионе- это время не везде совпадает с полднем, исходя из этого, отняв 12 часов, отпределить, во сколько на самом деле полночь и в соответсвие с эим временем расчитать для себя режим дня.

  • Лиза

    Елизавета, вот ответ на мой вопрос , я его задавала себе всегда . Я чувствую себя лучше если я встану рано и пробежка зимним утром на стадионе , но я себя этому заставляла потому что встать с кровати тебе что то мешает, и я себя любимую не могу поднять , но когда у меня есть мотивация я просто лежать не могу, но мотивация приходит когда рано встаешь, а вот и круг который где то нужно начать. А с будильником я рассталась давно , он раздражал мою нервную систему. Что рано встают успешные люди я это слышала и понимала, что это один из составляющих успеха, но как это сделать с собой и почему это составляющее, Вы мне дали полный и ценный ответ. Спасибо Вам! 😛

  • Надежда Е.

    Елизавета!Очень важная и нужная информация!Спасибо!

  • Александра

    Спасибо Елизавета за статью! Для меня очень много полезной информации и вовремя!

  • Антонина

    Я недавно узнала о такой важности соблюдении режима и раннего пробуждения, попробовав чувствую себя действительно лучше. Но я знаю несколько человек, которые совершенно не придерживаются правил, описанных в посте и их продуктивности, интеллектуальным способностям и жизненному запалу можно позавидовать. Что насчет таких случаев?

  • http://touristochka.ru/ Марина

    Спасибо за полезную статью! Действительно проблема раннего подъема существует(несколько будильников, ужасное утро)А особенно, когда накануне еще и спать легла часа в 2 ночи!Каждый раз обещаю себе,что завтра точно встану раньше и …. опять одно и тоже! 🙁
    Прочитав Вашу статью, еще раз убеждаюсь в том, что нужно работать над собой, мотивировать себя и, все-таки, научиться вставать рано! 🙂

  • Надежда

    Здравствуйте! Статья очень интересная. У меня есть один вопрос, а как быть тем кто работает в ночные смены?????

    • Юрий

      Надежда, работа в ночную смену очень вредна для Вашего здоровья! Её надо сменить, если Вы не враг себе.

  • http://key4life.ru Юрий Малеев

    Очень интересная и познавательная статья. Ведь как гласит народная мудрость:- кто рано встает, тому Бог дает! Уже сколько раз убеждался в этом! Но иногда и понимаю сов, которые могут работать всю ночь, а утром самый сладкий сон! Спасибо за статью!

  • Вера

    Елизавета! Вы красавица и большая умница! И я очень благодарна Вам, Елизавета, за вашу статью, в которой вы обосновываете пользу раннего вставания, обозначенную в одном из Ваших замечательных Правил жизни, и также благодарна за комментарии читателей, так как благодаря их дополнениям к Вашей статье и вопросам, на которые Вы ответили, всё становится еще более ясным и убедительным. Уже посмотрела когда восход солнца в нашем регионе и уже завтра же попробую встать без 10 мин 6 утра, что на полтора часа раньше восхода солнца. Еще раз огромное спасибо за статью. 😀

  • Natali

    Лиза, у меня сегодня первая победа! встала в 4-30, это такой кайф!!!!
    я раньше была глубокой совой, раньше 12- 1 ночи вообще не ложилась, встала соответственно поздно, пол дня проспав. Прочитав эту статью, сначала начала придумывать себе отговорки, что я не такая и не смогу. Затем решила разобраться, в чем дело, почему другие могут, а я нет? Чем я хуже? 🙂
    И нашла причину: я 12 лет!!! работала на нелюбимой работе, до этого 4 года училась в нелюбимом колледже, мне не зачем было вставать рано, потому что ничто меня не тянуло -не заставляло вставать рано и бежать с радостью на учебу -работу.
    4 года назад я сделала героический шаг (вопреки воле родителей) и ушла в свой бизнес, появился свободный график и СВОБОДА! -можно спать утром. Но прошло время, и сейчас я начала осознавать, что не удовлетворена результатами, т.к. многое не успеваю делать, не хватает времени, а спать люблю много.
    И вот сегодня утром рано на рассвете, я проснулась с осознанием того, что у меня много времени, и я успею сделать многое за сегодняшний сумасшедший предпраздничный день.
    Такой драйв, кайф! супер! я встретила восход солнца (живу на 7 этаже на окраине города, на берегу реки -красотища!).
    И еще, что важно -не хотелось спать целый день! всё успела, довольна собой, послушала урок Алекса и счастливая бегу спать в кроватку 🙂
    Лиза, с праздником! желаю Вам женского счастья, любви, здоровья, финансового благополучия , только в таком порядке можно быть успешной (это мое субъективное мнение) 🙂

  • http://www.elizavetababanova.com Елизавета

    Супер! Поздравляю с победой!

  • Анастасия

    Спасибо огромное, Елизавета за статью и всем за комментарии. Дествительно “совы” и “жаворонки” это какой то моразм общества. Всегда считала себя “совой”, но почему то в 22.00 невыносимо хотелось спать, но для женщины это самое время заняться своими делами дома, когда дети уже спят. Так вот перетерпев сон, потом до 3.00-4.00 часов вообще не могла уснуть и самое главное бодрость такая, появлялась и силы, что можно было горы свернуть, а в течении дня вялость и усталость. Теперь разобралась в чем дело. Все бегу спать, у нас уже 22.00

  • ольга

    не могу с этим согласиться. у меня все дела лучше получаются с 22 вечера, ясность ума выше и вообще и я себе под пытками не представляю встать в 6 утра, а если кто то и сможет поднять, то я точно буду не в рабочем состоянии. если я не хочу спать в 23 часов то лучше переделать кучу дел, чем тупо валяться в кровати часа два! главное чтобы организму хватало сна, кому то хватает 6 а кому нужно 9!

  • Наталия

    Спасибо Елизавета за статью.
    В ней Вы ссылаетесь на Олега Торсунова.
    А как Вы относитесь к его утверждениям по вопросу полезности молчных продуктов.
    У Энтони Роббинса нашла противоположное мнение.

  • suzanna

    да вы правы.я со всем согласна.есть но и мне чесно говоря страшновато за сына.он у меня повар в ресторане с 17 часов до утра 3-4.00 на работе, да спит 6-7 часов-это утренние часы и что?ему менять специальность?это его призвание.он получает огромное удовольствие от своей работы.я горжусь им .его часто благодарят за вкусно приготовленную еду.у него есть свои фирменные блюда.как же так….а может всетаки это индивидуально…не для всех такое? :

  • Наталья

    Елизавета здравствуйте. Меня очень вдохновила Ваша статья. Но я не понимаю, как быть в моей ситуации. Я живу в Мурманске. У нас зимой полярная ночь- это когда солнце на всходит вообще, а летом полярный день-это когда солнце не заходит. Тоесть летом у нас все время солнце, если день хороший, темных ночей нет вообще. Как в этом случае определить когда ложиться и когда вставать? Или просто придерживаться основных правил ложиться до 22-00 и вставать в 05-00? Вот сейчас например у нас день идет на увеличение. Солнце сегодня взошло в 8-45, завтра взойдет 8-35. и так до тех пор пока не наступит : полярный день Если сможете объясните мне пожалуйста. Заранее спасибо. 😆

  • Jelena

    Елизавета, большое спасибо за полезную статью! Не всегда получается встать пораньше, но когда встаю, так даже и выгляжу свежо и молодо. И день кажется очень длинным и энергии, хоть отбавляй. Теперь буду окончательно менять свой режим. Это здорово – вставать с солнышком!

  • http://Какнаучитьсяраньшевставать? Анатолий

    Сова с пелёнок (беда для родителей )не однократно пытался уснуть раньше – насильственный сон (приятного мало )после 3-00 ночи начинаю видеть сон .на восходе солнца это просто блаженство .но в полдень при любых обстоятельствах (сидя .стоя. и что самое страшное на ходу ) что очень раздражает окружающих – мне нужно на 20 мин. просто выключиться -спасает лишь быстрая ореинтация своего места нахождения и полное востановление своих сил – постоянный контроль над этим процессом сами понимаете приводит к стрессовому состоянию .Но всё равно спасибо за статью -Елизавета (доходчиво и обоснованно просто ) -думаю нужно обязательно прислушаться к .советам выше приведенных авторов.Так или иначе стоит проснуться раньше . как стимул что бы успеть больше.

  • Светлана

    Всегда понимала пользу раннего вставания, но очень трудно было заставить себя встать, прочитала 30.03 вашу статью, решила, что надо пробовать не в понедельник, а прямо на выходных. Итог: в субботу встала в 5.45, переделала кучу дел, на воскресенье составила план, встала в 6.20, сама поразилась своей энергичности в течение дня. Надеюсь, что хватит сил превратить ранний подъем в привычку. Огромное спасибо за статью, когда учение готов – учитель приходит!

  • Али

    Почти год после каждой молитвы Я прошу Всевышнего для себя и моей семьи раннего подъема. Нам это очень тяжело давалось. Но в последнее время всевышный направляет нас по правильному пути. Одно из открытий на этом пути это знакомство с Вашей школой. Узнал про Алекса и получил наставления от Елизаветы. Для меня это подарок от Всевышнего. Теперь Я понимаю глубокий смысл того почему каждая молитва в строго определенное время по солнцу. Утренняя молитва до восхода солнца, а после ночной молитвы нужно ложиться спать. Все это для нашего блага. Время молитв каждый день изменяеться строго по солнцу. Если следовать этому режиму в любой точке мира, то никто не ошибеться когда вставать и когда ложитсься. Если кто нибудь захочет узнать больше спрашивайте отвечу.

  • Анастасия

    Здравствуйте, Елизавета!
    Спасибо за статью!
    Вы ссылаетесь местами на труды Олега Торсунова. Я пока с ними не знакома, но в ближайшее время это исправлю. Стала укоренять в себе привычку раннего вставания по утрам. И используя совет Робина Шармы, сделала себе календарь на 40 дней, где в “ячейку” каждого дня записываю “Victory и время просыпания и вставания”. Сегодня – 17-ый день. Понимаю, что делать выводы еще рано, но результатами довольна. К чему я пришла за 17 дней: просыпаюсь в 3:45 утра, 45 минут я посвящаю визуализации чудесного дня и чудесной себя (какой хочу стать), думая о своих глобальных целях, пишу благодарности… Следующий час нового дня посвящаю спорту: Оязательно!!! – утренняя пробежка в сочетании с пребыванием на свежем воздухе и комплекс физупражнений (не могу передать словами, какую радость испытываю, когда я – уже на стадионе, а в окнах соседних домов еще не горит свет и все вокруг еще спят).
    Потом – душ, работа над развитием 130 качеств…
    День проходит великолепно и наполнен энергией!!!

  • http://self-otrazenie.ru Ирина

    Слушала записи аудио лекций Олега Гадецкого. Тоже основанные на ведах, как и у Торсунова. Это жизненное правило раннего подъема и еще больше его истолкование тоже зацепило. Больше месяца вставала, обливалась холодной водой в душе, но моя “совиная” натура опять взяла свое… наверно, надо вернуться к продолжению начатого… может и не случайно оказалась на вашем блоге и читаю эту статью .) Личностное развитие для меня тоже не пустой звук и не банальное словосочетание. Спасибо, Елизавета, за статью.

  • Игорь

    Рад бы согласиться со статьей, но к сожалению не могу. Во всяком случае конкретно со мной. У меня существует острая необходимость раннего подъема. Но как только я перехожу на утрений режим( с 6-7до22), у меня проявляются все те депрессивные синдромы которые описаны тут. До обеда я вообще хожу как выжатый лимон. Самая активность начинается примерно с 16-00, пик мозговой и творческой активности как раз приходится на 21,23-00… в общем пока встаю рано всё кувырком…. но как проходит сезон(у меня сезонная работа) и я вхожу св обычный для себя режим(с 10-11часов утра до 4-5часов ночи) все жизненные процессы стабилизируются. все приходит в норму здоровье,психика. все кроме работы. Я просто не совпадаю с рабочим ритмом окружающих….. ВООТ ПРОБЛЕМКА!!! Может кто чего подскажет!? Может Я Антипод какой 😯 😕 🙂

    • http://zivorad.com/ru/ Дмитрий ТАРАСОВ

      Игорю: советую для начала интегрировать первичные полярности с помощью глубокого ПЭАТ, это уже радикально облегчит Ваше восприятие жизни, а потом будет видно, что именно в Вашем подсознании блокирует изменение режима дня. Ибо никаких физиологических причин к такому блоку нет. Как максимум- сможете менять режим работы по своей воле, как минимум- перестанете думать, что “Вы-антипод” и вообще переживать на эту тему.
      Дмитрий ТАРАСОВ.

  • Владимир Демиров

    Я заметил,что вставая в 6-6.30 самочувствие в течении дня не очень, а когда раньше 6.00 встаю, то намного лучше.

  • Айсель

    Здравствуйте Елизавета.
    Согласно по Аюрведе правильное время для просыпания это до рассвета или до восхода солнца?
    Спасибо.

  • Татьяна

    Я счастлива и полна сил только тогда, когда высплюсь. И не умею, сколько не пытались меня заставить и переучить, а также моё желание, засыпать раньше 12 ночи. И ненавижу вставать по будильнику!!!! Просыпаюсь за 2 часа до звонка, а дальше не могу уснуть, зная про эту заразу!

  • http://www.yoga_kamchatka.ru Елена

    Пытаюсь вставать в 4 утра.
    Отлично себя чувствую.
    Однако после пробежки безнадежно засыпаю 😳 .
    Всем жаворонкам большой и пламенный привет! 🙂

  • Кристина

    здравствуйте Елизавета, если вы не против дам ссылочку на вашу статью в своем блоге? Благодарю очень здорово написано, а главное мотивирующе! 😛

  • Алла

    Здравствуйте. Я – сова, а когда беременна, то просто медведь (в спячку впадаю). Но были в моей жизни времена, когда я встовала “до свету”. Я всегда думала, что это просто от того, что ранний подьём – это крайне необычно для меня. Но помню ощущение что ли праздника какого-то, прилив энергии, верится сразу в светлое будущее, хочется горы свернуть…
    И еще, я большая поклонница российской газеты ЗОЖ (здоровый образ жизни), использую мало, но почитать про правильных , душевных, сильных духом людей очень интересно. Там меня впечатлил один рассказ, про уклад в семье 70 лет назад. Писали про бабушку. Она так организовала распорядок жизни для себя, детей и внуков, что все встовали до рассвета, купались в открытой воде (набирали воду в тазы , бочки и т.д.) по 3 раза в день (это летом). Но больше всего меня впечатлил их вечер. Естественно никакого телевизора. Переделав все дела и искупашись, поужинав все собирались на скамье у крыльца вечерять. Слушали непешные рассказы, строили планы на затра и наблюдали как угасает день, как засыпает природа. Ум успокаивался, тело готовилось ко сну (это не сейчас – посмотрел боевичек или ужастик, лег и пытаешся заснуть). Автор истории писал, что голова не успевала коснуться подушки., ни окакой бессоннице и речи не было. И все высыпались. А сейчас проблема – сколько не спи, а сил не хватает. И море рядом – встала, пробежалась, искупалась, солнышко встретила. Завтра сделаю, пожелайте удачи 😉

  • http://elizavetababanova.com/zdorovye/kak-nauchitsya-rano-vstavat-2.html shoma

    я проспал 😥

  • LEX112!!

    Елизавета, классная статья!
    Но немного оторвана от реальности…
    Ведь есть такие вещи как клубы, вечеринки у друзей, в конце концов на неделе после работы и в кино хочется сходить, а это тоже значит сеанс на 21-22 не раньше, чтобы спокойно поужинать перед ним успеть…

    Я понимаю, что каждый расставляет для себя приоритеты сам, но Вы ведь тоже живёте в нашем современном социуме и ничто людское Вам не чуждо. Порекомендуйте, как лучше в таких ситуациях входить в график – вообще не ложиться в те сутки, забивать на режим и высыпаться, либо есть какие-то промежуточные схемы?!

  • Ирина

    Здравствуйте,
    Статья очень пнравилась, но есть вопрос. Я работаю посменно два через два, и те два дня что работаю освобождаюсь только в 23:00 или в 24:00 и еще +время на дорогу домой, пока придешь, умоешься…время сами понимаете…потом на третий день выходного не могу встать вообще и хожу в свой выходной разбитая, а если и встану рано, то день все равно разбита, как можно что то поменять, не меняя работы???

    • Глущенко татьяна

      А может, все-таки, стоит поменять работу? 😉

  • Зинаида

    Не понимаю людей,которые пишут,что вот у меня не получается соблюдать такой режим,не страшно ли это?Здесь,по-моему всё доступно и понятно объяснено,из-за ваших дел природа свой график не изменит. Не получается,так не получается,исключений нет.

  • Зинаида

    Какая реальность? Природные часы под вас подстраиваться не будут. Это ваши проблемы,во сколько вы будете ложиться спать и просыпаться. Здесь описан вариант,при котором организму наиболее комфортно и полезно для здоровья,как физического,так и психического.

  • Александр

    Странно, но если я ложусь после 12 то нормально встаю.А если с22до24,то потом не просыпаюсь,могу весь день проспать,сколько бы таких дней не было.Что за фигня?

  • Наталья

    Я очень рада, что вместе со мной так много людей сейчас возвращаются. Именно к СЕБЕ ИСТИННОМУ! И это возвращение необходимо каждому из нас в отдельности, а мы нужны друг другу. Нил Дональд Уолш в одной из своих книг “Разговор с Богом” записал слова Бога о том, что у Него нет необходимости в том, чтобы мы исполняли Его законы (в книге – 10 заповедей), просто, когда мы будем им следовать, для него это станет знаком того, что мы к Нему вернулись!

  • Валерия

    Елизавета,большое спасибо за статью…Я обычно ложусь в 2 ночи,встаю в 7-8 утра…И действительно замечаю за собой что и цели в жизни не радуют,и сил нет что то делать…Думаю стоит попробовать поменять режим.Рада что посетила ваш сайт.

  • Ерлан

    Прочитал статью , спасибо! Постараюсь ложиться рано и вставать рано!)

  • ИРИНА

    А ЧТО ДЕЛАТЬ ЛЮДЯМ,КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ В НОЧНЫЕ СМЕНЫ? У МЕНЯ ВОТ ТАКОЙ ГРАФИК: ДВА ДНЯ В УТРО(ВСТАЮ В 5.30,ДВА ДНЯ В НОЧЬ)

  • http://нет Елена

    Очень бодрящая статья!!! Я Сова, и для меня встать рано утром просто героизм….Хотя все детство мама будила рано….Это конечно мечта, вставать рано, но когда решаю рано встать, я начинаю задавать себе вопрос, а зачем? Что делать в квартире в такую рань? И благополучно ложусь дальше спать…а еще кто-то говорил, что насиловать себя нельзя, спи сколько хочет твой организм… Спасибо за объяснение, я найду ради чего вставать рано, а то уже краски жизни меркнут и даже на улицу выходить не хочется, надо что- то с этим делать….

  • Сергей

    Считаю и уже проверил многократно 😉 ,что просто так взять и начать вставать в 3-4 утра просто невозможно для простого человека, который до этого не прошёл какуюто подготовку к этому. Во первых морально надо подготовить, надо быть здоровым(больной спит больше), надо постараться правильно питаться при этом много не есть после 17.00 и т.д. тогда можно пробывать начинать спать меньше иначе то о чем писал выше забирает почти всю энергию и на отдых требуется почти весь день:)

  • Ольга Фильковская

    Впервые информацию о том, что нужно вставать в 5 утра я услышала от Алекса Яновского. Начала применять. Ощущение такое, что времени в сутках становиться больше. Теперь понимаю, почему просыпаясь в 12. дня раньше, я ничего не успевала, работая до ночи. Иногда и сейчас засиживаюсь, если очень увлечена творческим процессом, но вставать стараюсь всегда в 5-6 утра.

  • Арина

    всю свою жизнь ложусь после 24…. надо попробовать начать ложиться рано посмотрим может и правда чего-то изменится Спасибо Елизавета за информацию проверим 😀

  • Aлиса

    Я давно заметила, что когда я сплю 6 часов ,то встать гораздо проще чем ,когда спишь девять часов.И я была уверенна ,что это очередная моя странность :)),и мама мне говорила что мне это кажется .Теперь благодаря вашей статье ,Елизавета ,я поняла ,что была права.Спасибо!)

  • Юлия

    Так как сегодня уже 22:40 😐 Обязательно завтра попробую лечь раньше.не буду нарушать законы природы,и выясню как они на меня действуют 😐 😐

  • http://life-women.com Руслана

    Здравствуйте, Елизавета! С недавних пор тоже приноровилась слушать лекции Торсунова, много полезных вещей он рассказывает. По поводу режима дня согласна с ним, конечно же, но не всегда получается соблюдать его. Бывают причины, которые не зависят от меня. Но тем не менее, заметила по себе, что когда ложусь в 22.00, то просыпаюсь рано сама, причём бодрая и отдохнувшая, так что полностью вас поддерживаю. А ещё хороший заряд даёт духовная практика по утрам, после пробуждения. Спасибо за статью!

  • Елена

    Доброе утро, Елизавета. Я считаю, что заставлять себя не надо никогда, просто сам человек делает для себя выбор, надо ему это или нет. Вот и всё. Я уже давно встаю без будильника с 5- 6 утра. Прослушав Ваш семинар, встаю в 4 утра. Жизненной энергии хватвет на многое, только еще не знаю, как воплотить свои мечты в жизнь. А мне надо это делать в ускоренном режиме (мне 54 года). Учась у Алекса я поняла, что знания закрепляются только при многоразовом повторении. Я нашла своего тренера и учителя. На данном этапе моей жизни – это Вы. Елизавета, у меня к Вам просьба (если это реально и Вы считаете это целесообразным): запишите Ваши статьи в аудио формате, чтобы их можно было прослушивать, выполняя рутинные дела. Благодарю Вас, за новый виток в моей жизни.

  • Сергей (Санкт-Петербург)

    Здравствуйте Елизавета! Не могу передать слова благодарности! Если бы не вы Елизавета я бы никогда не стал бы лучше жить!! Благодаря вашей статье,я познакомился О.Торсуновым и только его лекции смогли помочь мне рано вставать:D Теперь я в стою в 5 30 и я счастлив!!
    P.s..Спасибо, Елизавета за Счастье!! 😀

  • Наталия

    Добрый день, Елизавета!
    Я хотела, найти на этом статье, то что мне необходимо. Очень полезная информация. Некоторые люди не задумываются о таких вещах. Мне очень понравилась это статья тем, что описано все четко, ясно, понятно. Как говориться все по полочкам разложена.

    P.S: Благодарю Вас за то, что вы искренняя, душевная, понимающая.

  • Лора Хлебникова

    Меня эта тема всегда интересовала, спасибо за статью, Елизавета.
    Но у меня есть вопрос. Как объяснить низкую жизненную продуктивность и порой даже какую-то безполезность людей, встающих очень рано, шаркающих, кашляющих, бесцельно шатающихся по дому, когда все ещё спят? ))

  • Дмитрий

    Елизавета огромная благодарность за твои интересные и полезные статьи! 🙂 Книга Торсунова “Режим дня” в современном издании называется “Веды о силе времени”. Возможно кто то захочет её прочитать. В ней очень много интересной и полезной информации о законах Вселенной и энергии Время. 😉

  • Ольга

    Хороший, основательный анализ.
    Или может это просто мне импонирует сейчас?!)) В любом случае большое спасибо.
    Только, мне кажется, я так и не прочитала то, что указано в теме. Как научиться рано вставать.
    Скорее “Зачем необходимо (полезно, важно) рано вставать?”
    А вот как рано вставать вопрос для меня все еще открыт. Одно я знаю точно.
    Восход меня восхищает. И постепенное заполнение людей улицы тоже.
    То есть сначала не хочется как то вставать. Но если встал (и во время лег и выспался) – это несомненно радует.

  • Ольга

    Кстати, пойду поделюсь со своими друзьями этой информацией)))
    Узнал полезное – поделись

  • Светлана Ломакова

    Слава Богу! Слава РОДу! НаРОД просыпается! ПриРОДа берёт своё. Испокон веков человек жил среди живых божеств. И Славил их и поклонялся. Вставал до восхода чтобы встретить восход Ярила-Солнца низким земным поклоном,прочесть утреннюю хвалебную молитву. Она самая действенная! Умыться целебной утренней росой. Она очищает и омолаживает лицо. (Содержит перикись водорода). У кого ноги болят ходят по утренней росе и не вытирают пока ноги сами не просохнут.Благодаря общению с живой природой у человека выравниваются биоритмы он начинает день в гармонии с природой.И если напился из родника воды ключевой, то мусорить и гадить уже не хочется. Прогресс и Город лишили нас этой радости, подарили нам телик и комп. Ну и Культуру привили новую т.к. ранее это была КУЛЬТ УРА (поклонение энергии солнца-РА), а теперь культ денег, власти, “успеха”. Всех вам благ, только кто что за блага принимает?

  • http://territoriauspeha.ru Валерий

    Елизавета, огромное спасибо за статью! О том, что надо вставать в 05-00 часов утра я узнал еще из тренингов Алекса Яновского. Испытал это на себе. Почувствовал сразу же изменения в своей жизни и ежедневной работе. Дел успеваешь делать больше, чувствуешь себя как-то на подъеме. Эта статья дала дополнительное понимание утреннего подъема. Успехов вам!

  • Мария

    Здравствуйте, Елизавета!
    Очень рада, что прочитала вашу статью и комментарии к ней!
    Но у меня вот какая проблема: после того, как сложу спать детей, не могу заснуть до часу-двух – мое время. Что значит “мое”- объясню.. За целый день на себя времени никак не хватает. Вся в заботах о семье, детях. А после укладывания хочется “пообщаться с собой”. Подумать свои мысли. Вот и ложусь поздно. А утром беда- не могу подняться никак и иногда ложусь спать, как проводу детей в школу-сад. Встаю в 12 и.. конечно, ничего не успеваю.(( Но иначе никак не получается, если не соберусь с мыслями, не пообщаюсь с собой, то начинаю со временем испытывать гнев, агрессию к своим близким даже по самым незначительным поводам. Не знаю как наладить свои режим в таком случае, подскажите- буду неимоверно признательна! Заранее, СПАСИБО!

  • http://Larisauspeh.ru Лариса Худан

    Спасибо, Лиза, за статью. Перечитала ее сегодня еще раз и только сейчас захотелось ответить. Для меня вставать рано утром всегда большая проблема. Внутренний будильник меня подымает рано утром, только если есть что-то очень важное, например поезд отправляется в 6.00 и обязательно нужно успеть. Я заставляла себя ложиться в 22.00, но уснуть удается далеко не сразу и на утро подняться рано не удается, хотя и знаю, что полезно и нужно, но тело отказывается и будильник не помогает. Возможно это получится не сразу и еще работать с собой. Спасибо за статью.

  • Иван

    Добрый день,Я восторге от всего, что есть сейчас в нашей Жизни это самое прекрасное время человечества на мой взгляд ,спасибо Елизавете, а также всем кто оставил свои идеи,опыт и истории.Еще хочу поблагодарить человека который создал монитор,интернет и теперь у всех есть такая возможность для общение,обучение и улучшение своей Жизни. Я думаю это тоже огромная энергия для каждого.Любовь к Жизни и благодарность Творцу.

  • Евгений

    Порадовала статья, но хочется разобрать вопрос “часов”… ведь вряд ли те же Веды смотрели на пусть даже песочные или какие там часы и говорили себе… уууу – нам пора спать… мне кажется у них были хорошо отлаженные биологические часы по которым они и ложились и вставали. Но давайте перенесемся к нашей реальности. Все ведь мы знаем как сказывается казалось бы “обыкновенный” перевод на 1 час, будто то вперед или назад. Так откуда тогда берутся эти “21:00, 22:00” и т.д, если время у нас меняется как вода… то часовые пояса соединят, то время решат переводить не переводить… делают что хотят там сверху, а мы едим то что нам приготовили….например сейчас наши биологические часы (по данными информационных источников) отстают на 2 часа от астрономические или наоборот – уже не особо помню, да и не суть…. поэтому возникает вопрос! Может можно каким то образом определить по солнцу или луне или еще как то в какое время выстраивать свой режим???

  • Наталия

    Было время, я ложилась спать в 12 ночи и просыпалась в 6 утра. Я высыпалась полностью, была бодра и энергична. Я упорно работала по 9-10 часов, зачастую без выходных, вечером приходила, занималась пол часа английским, и дальше до 11 – 12 ночи играла в компьютерные он-лайн игры. Это было время моего эмоционального, физического и умственного подъема. Мой день был расписан по минутам. И знаете, что самое интересное? Я все успевала. Я всегда находила время сходить куда-то с друзьями, поговорить с родителями и прочие мелочи. Когда же у меня не было строго режима дня, я не успевала решительно ничего. Лень на столько поработила меня, что мне стало казаться, что в сутках всего то часов 8. Так что, могу с уверенностью сказать, люди у которых есть режим дня – намного более успешные, нежели те, у которых его нет.

  • http://vk.com/natali_amelina Наталия

    Добрый вечер,Елизавета! Ваша статья меня потрясла!Я столько эмоций испытала от ее прочтения. Но как такому режиму дня научиться маме 3-х месячного ребенка? Малыш плохо спит по ночам,часто просыпается,во мне накапливается усталость,ведь приходится еще и дом в порядке содержать,и кушать готовить,и с мужем общаться. Что при каждом удобном моменте я ложусь спать,чтобы восполнить силы и не срываться на близких.

  • http://ufa-live.ru Minifulla

    Спасибо за статью.
    Дон Хуан говорил, что время суток не имеет значения для истинного воина. Любое действие должно быть направленно на приобретение силы, энергии. Либо ты соблюдаешь это и становишься сильнее, либо наоборот. Не важно в 4 часа ночи ты это делаешь или в 3 утра.
    Правда, биологических часов никто не отменял…

  • Ника Скалли

    А что делать, если с друзьями, родителями, любимым можно пообщаться только довольно поздно, рвать отношения со всеми что ли?

  • Lex

    а какое время брать за основу, вот например в россии – перешли на летнеевремя всегда, т.е + 1 час, кроме того, у нас напрмир смещен один час, тогды выходит, что по био часам нужно ложится в 20-00 самое позднее,?

  • Светлана

    Да, к сожалению распорядок дня подчиняется определенным обстоятельствам. Если человек работает до 7 – как большинство, час-полтора тратит на дорогу домой,потом ужин, общение с семьей, дела – и уже раньше полуночи невозможно лечь спать. А если человек, как я например, занимается спортом, по 2-3 часа вечером, то к этому времени в лучшем случае только домой вернуться можно..

  • Горшкова Екатерина

    А как быть тем у кого солце встает в 10 утра, а заходит уже в два дня? Мне всегда хочется спать… + маленькии ребенок.

    Посоветуйте как в такой ситуации наладить свои режим дня.

  • Ольга

    Здравствуйте, Елизавета!
    Сейчас 22:15, я ложусь спать и надеюсь, что завтра встану в 6 утра (начну с 6ти, потом будут стремиться к 5ти). Мой молодой человек, однако, еще на работе. Позвонила ему и сказала, что ложусь спать. К сожалению, каждый день так делать не получится, поэтому я не знаю, что делать:(

  • Студент

    Доброї ночі, Єлизавета!
    Подібну статтю, я раніше шукав, найщов щось схоже, але Ваша мені більше довподоби вона показує саму суть справи! І вже кожному вирішувати який шлях обрати) З цього дня я лягатиму раніше, тільки томущо ви дали мені зрозуміти, що я втрачаю) За це Вам моя найщиріша подяка!!!

  • Василиса П.

    Здравствуйте! Мне вот тоже интересно как быть, если у меня в семье взрослые люди, пожилые родители, все ложатся спать в 12-1 ночи. Вечером все общение: с родней, с друзьями.С работы прихожу в 19. Ложиться спать в 22.Утром встать в 5 или 6 и 2,5 часа одной шарахаться по дому? Утром я раньше всех ухожу на работу и целый день никого не вижу. Перевоспитать всех и сподвигнуть на ранний подъем практически невозможно. Так как быть?

  • Карлыгаш

    Здравствуйте, Елизавета!
    Спасибо за статью. Раньше всегда ложилась спать в 22.00 , был режим -пробило 22.00-все в сторону и в кровать. Со временем время сна сдвигалось и сейчас раньше, чем 1 час ночи -не получается. Знаю, что спать нужно обязательно в период с 11 часов вечера до 1 часа ночи , связано с действием гормонов в организме. Да и если пойдешь спать позже времени, заснуть сразу не можешь, утром просыпаешься разбитой. Надо заставить!!! себя сдвигать в обратную сторону время сна и начать вставать рано утром. Не зря говорят: “Кто рано встает-тому Бог дает”.

  • Ольга

    Елизавета!!!Вы себе даже представить не можете, как я рада, что прочла Вашу статью!!Я-безнадежная сова, раньше проблем с этим не возникало, а вот теперь в связи с переездом в другой город и устройством на работу с жестким графиком, да еще и удаленности работы от дома мне просто придется просыпаться не позже 4-х утра..с содроганием думала об этом, день выхода на работу стремительно приближается, началась просто паника)и вот!!о чудо!!))Ваша статья!! преогромнейшие Вам СПАСИБО!Конечно, понимание должно быть причиной перехода на правильный режим дня, а не следствием, но все же)я очень заинтересована и безумно рада)

  • http://vk.com/id118565286 Мирон

    Вчера лег в 21:00. Сегодня встал в 5:30. Без особых усилий. Спасибо Большое Елизавета за столь интересную и полезную информацию!

  • Kira

    смысл раннего пробуждения – не “одной шарахаться по дому”, а делать утром перед работой, то на что не хватает времени: книжку умную почитать, видео посмотреть, пробежку сделать, гимнастику, лишний раз на себя посмотреть, все ли со внешностью нормально, подумать спокойно, просто позавтракать с чувством, чтобы не нужно было куда-то срочно бежать.
    И! Внимание для женщин: два часа сна с 22.00- 12.00 – являются “часами красоты”, когда организм и кожа приходят в норму. так что пораньше спать тоже нужно ложиться!

  • Елена

    Прочла несколько подобных статей – чувствую, что в них есть рациональное зерно, но личный опыт убеждает меня в обратном. Возможно, потому, что в Сибири зимой не рассветает в семь утра. А летом мне действительно хочется вставать раньше. Поэтому я думаю, что организм больше привязан к солнцу, а не конкретным часам. Лет пять назад и раньше я постоянно ложилась спать в 22.00 и вставала в 6.00. И каждое утро просыпалась с трудом, несмотря на 8 часов сна, ощущая себя несчастной. А потом стала работать дома и поменяла режим. Теперь ложусь в 2.00-3.00 и встаю в 9.00-10.00. После обеда сплю еще час. И уже 4 года просыпаюсь такой счастливой! 🙂 Успеваю сделать больше работы, потому что не ощущаю сонливости по утрам и после обеда. Хотя все время думаю: вот жила бы там, где ранние рассветы, непременно вставала бы с восходом солнца.

  • Лаима

    интересное дело.но как быт тем, кто по ночам работает :((

  • Ольга

    Здравствуйте! Лиза огромное вам спасибо за эту статью, я с помощью нее совершила для себя прорыв! Факт: когда я раньше просыпаюсь, я чувствую себя намного лучше, больше сконцентрированности – за день успеваю в два раза больше сделать наиболее важных дел, в отличии – от позднего подъема: ухудшается самочувствие и днем хочется еще поспать.

  • Елена

    Спасибо. Огромное. Безмерное.
    У моего сына с этим проблема. Огромная. Пытаясь его вовремя поднять и отправить в техникум, я поняла, что наши отношения рухнули и покрылись пеплом. Попробую ему подсунуть это как-нибудь. Может это поможет его будущему выстоять под гнетом дурацких привычек не спать по ночам….

  • http://www.innadechant.com Инна Дехант

    Читая статью, я убедилась еще раз в необходимости навести порядок в своем распорядке дня. Благодаря многолетней посменной работе, мой режим полетел ко всем чертям! И стоит сейчас только дать слабинку и тогда наступает полный хаос в распорядке…

  • Михаил

    Здравствуйте! Это действительно работает. Жизнь видится по-другому, как в детстве, доброй и красочной. Становится многое интересным. Просыпаться рано становиться легко. Перед тем как умнуть, я представляю время в которое хочу проснуться и глаза сами открываются утром в нужное время. Бывает соблазн проспать, но вспоминая, что можно проспать, сразу хочется встать. Счастья!

  • Лола

    Доброе утро Elizaveta ! У меня к вам один вопрос??? Когда человек встает 3 часа или в 4-е утра. Как ему питаться, если визде пищут завтрак с 7 утра до 9. Как выдержать, когда ты стал например в 4-утра до 7 часов… Что делать за эти 3 часа?? Проблема в том, что я только встаю я сразу есть хочу. и три часа для меня сложна выдержать.
    С Уважением Лола

    • http://www.elizavetababanova.com Елизавета

      Лола, когда я встаю я пью примерно 1 литр воды летом и 0,75 литра зимой. На прием воды уходит 30-60 минут. Затем у меня 2 завтрака: 1. стебли сельдерея (1-2 штуки и половина яблока). Также, я люблю на 1й завтрак грейпфрут или ягоды, но главное, если это фрукт, он не должен быть слишком сладкий. Потом можно выпить травяного или мятного чая. А уже на 2й завтрак можно съесть омлет, творог, какой-то белок, который вам даст энергию до обеда. Когда я на сыроедении, на 2й завтрак я пью чай с медом и орехами. В 5-6 утра у меня лично белок ложится тяжелым грузом, поэтому за счет не слишком сладких фруктов или ягод я оттягиваю прием более плотной пищи.

      P.S. Многие рекомендуют на завтрак овсяную кашу. Я ем ее крайне редко, и всегда с обилием орехов и топленым маслом ги, иначе энергии от нее хватает на пол часа.

  • Богдан

    Добрый день.
    Проснуться рано утром еще возможно найти в себе силы.
    Действительно поразительные ощущения, особенно если выбраться за пределы душного города, например, в деревню на выходные.

    Но как уснуть в 22:00 … не прибегая к медицине?
    Раньше начала первого сон не идет. Хоть спорт, хоть чтение, хоть…

  • Евгения Михалеева

    Красиво сказано. )
    Сложно вечером придя домой после работы в 8 через 2 часа уже спать.. Как-то времени жалко . И все друзья-знакомые-семья только в тот момент и бодрствуют.. Но вижу правду. Утром в самом деле такая энергия.. )

  • София

    Я ложусь в 4 утра и просыпаюсь в 1 дня.у меня ночная работа.это очень плохо?в таком графике уже 3 года,до этого 4 года вообще полное расстройство сна так как училась утром,а ночью работала.сейчас очень ценю сон и сплю около 10 часов.в принципе чувствую себя хорошо.что вы мне посоветуете.

  • инна дегтярева

    лиза, здравствуйте! я совсем недавно присоединилась к вам и читаю ваши статьи. я просто в восторге! спасибо за статью о раннем пробуждении! пару лет назад услышала о семинарах торсунова, где-то заложила информацию в мозг, и правду говорят, что вся информация вокруг нас, вот натолкнулась на ваш сайт. мне это жизненно необходимо, теперь точно буду перестраивать свой режим! благо дарю вас, лиза , за ваш позитив, за то, что вы делаете для людей. спасибо за мечту, которую вы мне подарили! очень хочется с вами познакомиться лично! с любовью, инна.

  • http://elenamerkel.blogspot.ru/ Елена

    Здравствуйте, Лиза! Я уже около года читаю Ваш блог, смотрю видео, и Вы постоянно помогаете мне не сойти с намеченного пути. Весной я прошла Вашу программу “Феномен мастерства”, благодаря которой смогла определиться с вектором своего дальнейшего развития, сделала огромный скачок в своей деятельности. Спасибо Вам огромное!
    Данная статья помогла мне осознать, что для великолепного самочувствия, для жизни моей мечты рано вставать необходимо! Она также вдохновила меня на написание собственной статьи о том, как научиться рано вставать раз и навсегда http://elenamerkel.blogspot.ru/2013/09/kakranovstavat.html. Эта тема для меня очень проблемна, близка и важна.
    Спасибо, Лиза, что не забываете и постоянно поддерживаете своих учеников!!!

  • JulyFlower

    Написано здорово, и это не первая статья, которую я читаю про правильный сон.
    Но…
    У меня были периоды в жизни, когда я все время ложилась спать после двух ночи и вставала в 11 утра. И эти периоды характеризовались творческим подъемом и хорошим настроением.
    И были периоды, когда надо было к 8-9 на учебу или работу. Я старалась ложиться в 22-23, а вставать надо было в 7. Так вот, в таком случае я становилась ходячим трупом – безынициативная, тупо выполняющая указания тушка.
    Моя бабушка, которой скоро будет 83, говорит, что у нее всю жизнь точно так же. И сейчас она все время ложится около часа-двух, и встает поздно.
    Как это объяснить?
    Кстати, у меня иногда бывает, что я могу лечь в 4 утра, а в 10 встать, как стеклышко (6 часов сна). И бывает, что лягу в 20, и еле продеру глаза в 7 утра (11 часов сна). Наоборот не бывает. Самочувствие зависит не от того, во сколько легла и сколько спала, а от того, во сколько проснулась. Для меня идеальное время пробуждения с 10 до 11 утра, вот мучаюсь с рабочим графиком 9-18.
    Что же мне делать?

  • Михаил

    Спасибо вам большое за статью!

  • Тамара

    Елизавета, уточните, пожалуйста, о каком времени идёт речь: об установленном или астрономическом? Живу в Петербурге, у нас время опережает астрономическое на 2 часа, т.е. получается ложусь в 24 часа (по астрономическому в 22 часа) и встаю в 7 утра (по астрономическому в 5 утра) с огромным усилием. Делаю вроде всё верно, но ощущения “разбитости” и того, что встала в ночи, ничего не успеваю, ну а солнце питерцы видят месяцев 5 в году… Ужин – лёгкий салат из свежих овощей, мяса почти не ем, засыпаю, как правило, очень легко. Воды пью литра по два в день, плюс 2 чашечки кофе, иначе вообще засыпаю утром и днём (после обеда). Ложиться раньше 24 часов не получается (прихожу в 20 часов с работы, потом вебинары, ин.языки по самоучителям, со спортклуба прихожу в 22 ч.). Как Вы посоветуете скорректировать график сна?

  • Леличка

    Столько здесь прочитала, я например работаю до 3х ночи что мне делать а хочется тоже себя чувствовать бодро?а на работу к 12:00дня, и работаю каждый день

  • Ингрид

    Ух, вот это действительно интересно! Жить в ритме с природой – эта тема последние несколько лет актуальна для меня. потому что я прочувствовала, что это действительно работает. и работает прекрасно!

  • http://vk.com/iluwa.makarov Илья

    Я считаю, что каждый человек волен делать то, что ему вздумается и то, что он считает правильным.И даже если ты будешь ложиться спать поздно и вставать рано – это не станет для тебя убийством, если у тебя есть цель и ты готов идти к ней любыми способами.

  • Спортсменка

    Спасибо за статью!
    4-5 ч утра, лежала и ворочалась от энергии в теле и думала, что же мне с этим делать! Прочитав статью поняла, для чего мне это дано! Ритмы природы сработали сами собой! Я и ранее чувствовала, что сон с 21-24 особенно восстанавливает. Старалась подчиняться сигналам организма об окончании дня и отходу ко сну.. Но тк муж любит лечь попозже, не могла пересилить его режим;)
    .. А когда я нашла себя, начала заниматься любимым делом, тем, что на самом деле приносит смысл и радость и удовлетворенность жизнью, то стало легче подчиняться зову организма лечь спать вовремя. Ложусь в 22, просыпаюсь в 2-3 ночи. Самое интересное, что муж говорит теперь, что мой пример на него хорошо влияет. Есть первые плоды! Тоже начал стараться ложиться со мной в 22.
    Мы молоды и современны, нам по 27 и тоже порой хочется и в кино на поздний сеанс и с друзьями посидеть… Но, Осознание того, что эти часы сна жизненно необходимы пристуняют меня;) самое главное, что это делает меня более здоровой и счастливой и дает энергию и силы для дел в дне грядущем! Слава Богу за чувствительность к Нему и тому, что Он создал!

  • Юлия

    Здравствуйте, Елизавета! Спасибо за очень интересную статью!
    Полезная информация. Как раз недавно разговаривала на тему “Когда правильно ложится спать и в какие часы дня что делать лучше всего”.
    К сожалению, в который раз делаю вывод, что время обучения ВУЗе не такое уж и радужное. Да новые возможности, да постоянное общение и новые знакомства, да новые знания, однако если ты учишься с 14:00 и до 19:00 + дорога домой и где-то к 20:00 (+30 минут) ты оказываешься дома… Потом необходимо подготовится к завтрашнему дню, что тоже требует времени и сил. Не всегда ты можешь перенести эту процедуру на утро. Вот и начинаются жертвы в виде драгоценных часов продуктивного сна. Ни есть нормально нельзя, ни уж спать ложится раньше…
    Для меня прогрессом было то, что ложится начала не в 02:00, а в 00:00 и вставать в 07:30. Мне стало намного лучше.
    Когда начала вот так ложится и вставать, то чувствовать себя стала лучше и за весь день зевать от того, что хочу спать начинала только к 23:00. Смешной пример, но это факт для меня =)
    Действительно лучше и ложится раньше и вставать так же, но, к сожалению, не всегда это возможно.

  • Ольга

    Как научиться рано вставать и меньше спать, если вечером никак не можешь заснуть? Сколько себя ни переучивала, так ничего и не добилась. Ложусь в 22 и ворочаюсь минимум до полуночи, даже если сонная и уставшая. И если мне все-таки удается заснуть, то все равно очень трудно рано проснуться. Ранний подъем как каторга, хожу пол дня как сомнамбула. Работа продвигается очень медленно, настроение никакое. Родные говорят: брось ты уже переделывать себя, ранний подъем – не твое. Я даже в детстве с большим трудом рано вставала, а ведь не было интернета и телевизора до полуночи, родители рано отправляли спать.

    С годами все больше склоняюсь к мысли, что у каждого человека есть свои биологические часы и определенное количество сна, необходимое ему для жизнедеятельности. Кто-то высыпается за 5 часов, кому-то нужно не менее 8. И это зависит не только от питания и образа жизни. Да, если есть все подряд и лежать днями у телевизора, то повышается сонливость. Но я веду здоровый образ жизни. И даже когда несколько месяцев была на сыроедении, и то меньше спать не стала, хотя все кругом говорили, что на сыроедении сильно уменьшается количество сна.

    Да, мне хочется научиться не только рано вставать, но и при этом хорошо себя чувствовать, потому что нравится чувство удовлетворения от сделанных с утра важных дел. Но при всем уважении к господину Торсунову, укладывание спать до 22 часов мне до сих пор так и не помогло.

  • Ангелина

    Так уж получилось, что я жаворонок от природы и не могу спать в предрассветное время. Но при этом я не ощущаю себя более бодрой и энергичной, чем люди-совы. Я не страдаю хронической усталостью, но ведь и они тоже не страдают! Мало того, поздней осенью и зимой я такая же сонная как и большинство людей. Это решает получасовой послеобеденный сон

  • Павел

    Режим это Главное!)

  • Маргарита

    Добрый день Елизавета, очень люблю читать ваши посты, но после этого, у меня возникли к вам некоторые вопросы. Я работаю на производственном предприятии по заготовке и переработке пиломатериалов, оператором. Моя работа заключается в определении сорта и породы материала и весь процесс происходит на скорости 90-100 досок в минуту, которые проезжают по конвейеру перед глазами. Работаем мы в положении стоя))), т.е. стоим весь рабочий день, а это 7 часов 15 минут, обед 30 минут. Это лирическое отступление))) я веду к тому, что я очень устаю на работе, особенно ноги, но я стараюсь обязательно домой идти пешком 35-45 минут, это меня расслабляет. Ко всему прочему, график моей работы “скользящий”, это три дня с 8 до 16, следом три дня в ночную смену с 24 часов и до 8 утра. За ночными сменами следуют два дня выходных(отсыпной, выходной). Потом во вторую смену с 16 до 24 часов, а затем выходной. И в таком порядке день за днем… Дорогая Елизавета, как при таком напряженном графике и тяжелой работе вставать рано и ложиться спать вовремя? Многие проекты, я не довожу до конца только потому что я не в состоянии совместить их со своим рабочим графиком. Мне бы очень хотелось, что бы вы нашли время ответить мне.

  • Ольга

    А если график работы не позволяет лечь до 22.00? Это может быть работа, которая заканчивается после 22.00 или вообще, сменно… тогда никакого графика не получается(

  • http://malegifts.ru Тимур

    Говорят (насколько я знаю)
    3-4 – время брахманов (чистое от гун, дающее способность постичь глубины мироздания)
    4-5 – время кшатриев (наполненное оптимизмом и радостной силой)
    5-6 – время достойного человека (заряд энергии, прояснение сознания)

  • http://iklife.ru/samorazvitie/nauchitsya-rano-vstavat.html Василий Блинов

    Шикарная статья, спасибо за информацию, буду применять! Тоже решил изменить свой режим дня…

  • Дайга

    1. Встала по плану. Спать по плану не легла – ровно полночь вебинар с Елизаветой. Но это того стоит.
    2. Вода и полынь – абсолютно без проблем – кажется уже стала привычкой. Но бдительность терять не стану. Я довольна и чувствую, что скоро еще один пунктик добавлю уже обозначенным.

  • Нана

    Одна из моих целей в этом году – научиться ложиться раньше 10-11. Уже несколько раз получалось. Последнее время опять съезжаю к 11, но все равно вижу, что близка к идеалу (относительно себя прежней). Встаю всегда в 7.30. Чувствую себя прекрасно и как это ни странно высыпаюсь быстрее. Появилось больше времени, когда я могу ничем не заниматься, например утром, а это для меня очень важно – иметь полностью расслабленный час-два до начала занятий делами.
    Цель моя теперь ложиться в 10 и вставать в 5!
    ПС. Спасибо, Елизавета, за отличную статью, новый ракурс, правильные слова и за ваш позитив!

  • Чилина Наталья

    Добрый день Елизавета!
    У меня такой вопрос, напишите, пожалуйста, как после раннего вставания и интенсивной работы не свалиться на сон – час, а то и два после обеда ? У меня ОЧЕНЬ низкое давление, и проработав 8 часов я в прямом смысле падаю в кровать, не дотягивая до этих 22 :00!
    С уважением, Наталья.

  • http://lukanovainna.ru/ Инна

    Всё верно! причину “усталости ума и разума: снижение концентрации внимания или чрезмерная напряженность ума, усиление вредных привычек, уменьшение силы воли и увеличение потребностей в сексе, еде, сне и конфликтах” мы ищем в другом, пытаемся принимать стимуляторы или антидепрессанты, идем к “мозгоправам”, а способ решить проблемы лежит на поверхности и ни чего не стоит!

  • http://vk.com/id151854477 Татьяна Ковальчук

    Все это так,когда на душе хорошо,тогда и спится с 8 вечера и самочувствие следующего дня прекрасное…но тем не менее,зная все это,на практике тяжело применить,когда тяжело на душе,не спится и на следующий день организм истощен…раньше помогало хорошо высказывание думаешь-действуй,не можешь действовать-не думай…

  • Дмитро Хоменко

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, могут ли быть какие-то противопоказания к раннему подьему? К сожалению, не нашел этой информации ни у Вас, ни в этой статье https://save24.me/article/53-ranniy-pidyom-koryst-chy-shkoda

Комментарии для сайта Cackle