Как найти идеального учителя. Как стать идеальным учителем

Как стать идеальным учителем. Как найти идеального учителя

В марте 2000 года первый американец, который получил степень Геше (профессор тибетской философии), отправился в 3-летний духовный ретрит в горах Аризоны. Он дал обет: молчать и медитировать 3 года, 3 месяца, 3 недели и 3 дня.

Ради чего? Чтобы очистить свое сознание и затем помочь людям избавиться от страданий.

Но была одна проблема. У него были ученики, которым он обещал вести их по духовному пути, а значит, их нужно было обучать.

Он нашел выход: раз в полгода прерывать молчание на 3 дня, чтобы передать учение. Он выходил к ученикам с завязанными глазами, они размещались за ширмой и в течение трех дней слушали его. Одно из таких 3-дневных учений сейчас есть у нас. Оно называется «Магия пустоты учителя». Оно содержит в себе поэму, в которой он перечислил 99 качеств идеального учителя и затем пояснил, как найти эти качества в других и как развить в себе.

Это учение записали и напечатали в книге, которую я прочитала, когда мы с Антоном проходили наш 3-дневный молчаливый ретрит. И это одна из самых вдохновляющих книг, которые я читала, и самая исчерпывающая инструкция о том, как стать великолепным учителем. Я подарила эту книгу в оригинале всем близким друзьям, кто обучает: профессорам, спикерам, тренерам. А потом решила перевести ее на русский язык. Ведь ко мне так часто обращаются с двумя вопросами: «Как найти своего духовного наставника?» «Как стать хорошим коучем?»

Этот перевод — мой подарок нашему учителю, Геше Майклу Роучу, участницам наших курсов, друзьям и всем, кто хочет найти своего мастера.

*****

Найди и стань идеальным Учителем:
Грандмастером с большим инструментарием,
Открытой пачкой конфет,
Одуванчиком пустыни и воздухом, которым мы дышим,

Нержавеющей сталью, скульптором
Каждого камня с генеральным планом,
Птицей-матерью
С единственным мотивом.

Горючим для ракеты и спичкой.
Эхом, десятником,
Корректирующим и направляющим
С помощью кнута и пряника.

Педалью газа, генералом
С приказами, подушкой,
Муравьем в ожидании зимы
С готовыми пересекающимися тоннелями.

Хамелеоном на
Том же старом камне,
Газоном с травой,
Гонгом старого храма.

Садовыми ножами
Для свежих саженцев,
Горой Меру и
Резиновым мячиком

Учитель обучения и преподавания,
И обучения и преподавания чести.
Строитель, с радостью идущий в первый класс
Даже своей собственной школы.

Гордый папа,
Толчок из гнезда,
Чингисхан и лейтенанты,
Создатель и передатчик факела.

Паук в большой паутине,
Коллегиальное веселье,
Бесплатная реферальная служба,
Свинья копилка, плюшевый мишка, бюрократ.

Магнит золота,
Дирижер симфонии,
Старая пара обуви
И старая шляпа.

Активный игрок
С своим собственным планом игры,
Ребенок, всецело сосредоточенный
На двойной порции мороженого.

Огранщик драгоценного камня,
Новое издание старой книги,
Тройная эволюция,
Первопроходец и лев.

Золотистый ретривер
И коала,
Золото, чтобы обтачивать, обрезать или плавить,
Ученый и детектив.

Намек,
Балерина,
Собрание одного или двух,
Или на арене.

Морской котик
В тихом море,
Пара,
Соединенная небесами.

У этого списка 2 функции. Первая – помочь вам в поиске идеального учителя высочайшего навыка, который служит другим людям. Это непросто. Служение другим – не так просто, как это кажется. Чтобы стать мастером, нужны годы учебы.

Здесь список того, что нужно искать в учителе.

И вторая функция — то, к чему мы сами должны стремиться. Среди этих качеств я выделяю главным – умение служить другим людям. Это единственная умная вещь, которую мы можем сделать в жизни.

 

Учитель должен знать,  о чем он говорит

Они должны быть очень хороши в том, что они преподают. Не соглашайтесь на меньшее. Не нужно быть вежливым. Найдите мастера, найдите человека, который является лучшим в мире в том, что он делает. На кону ваша жизнь. Вы проводите драгоценные несколько лет взрослой, здоровой жизни — не теряйте свое святое время.

У него должен быть большой чемодан инструментария. Например, учитель фортепиано должен уметь играть Моцарта, Баха, Чайковского и Рахманинова, и у него должен быть большой словарный запас. Они должны знать работы различных мастеров. И во-вторых, у них должна быть глубина в каждом из них. Некоторые учителя — мастера в глубине только чего-то одного. Другие знают много вещей, но ни одну из них не глубоко.

Ищите мастера, кто знает много методик в своей специальности, и чтобы они были хороши в каждой из них.

Это гранд мастер с большим инструментарием.

 

Открытая коробка конфет

Нет никакой пользы найти учителя, который не любит преподавать. Бывают разные мастера: ворчливые, эксцентричные, и они говорят: «У меня нет времени обучать. Мне неинтересно никого учить». И есть другой тип ворчливых мастеров, которые говорят: «Я тебя немного обучу». Но они не передадут самые ценные вещи.

«Открытая» — означает, что они отдадут вам все, что у них есть. Они ничего не удерживают, они вливают все в вас.

«Пачка конфет» — означает, что они были бы счастливы, если бы вы пришли к ним и обучались, и взяли бы все, что они знают. Они хотят, чтобы вы пришли и взяли то, что они знают.

 

Одуванчик в пустыне

Идея 3-го качества в том, что передача совершенна. Она плавна и незаметна. Вы просто идете, а они вас обучают.

 

Воздух, которым мы дышим

Может быть мастер, который хорошо делает свое дело. Может быть, у них есть желание обучать вас и, возможно, он даже хороший учитель. Но он должен быть таким, как воздух вокруг нас. Доступен всегда. Вы вдыхаете, и он входит в нас.

А в случае с великими мастерами, очень часто они не очень доступны. Они заняты, они путешествуют, у них много ответственностей. И поэтому, какими бы ни были их прекрасные качества, они не важны, если мастер недоступен.

Если вы не можете быть с ним или они не создали план, чтобы кто-то был для вас доступен, тогда их другие качества не важны.

 

Нержавеющее железо

Учитель любого предмета должен иметь благородство, неважно, чему вы обучаетесь: бизнесу, фортепиано или спорту. Если у вас есть бизнес-наставник, и вы узнаете, что он обманывает клиента, вы будете разочарованы. Не учитесь у такого наставника. То же самое с музыкой и со спортом. Если они обманывают своего ученика, вы почувствуете, что не хотите обучаться у этого мастера.

У мастера не должно быть проблем с честностью. Мы открываемся учителю, мы становимся уязвимыми рядом с ним, и если они не чисты, если у них нет нравственности, то мы не хотим у них учиться, даже таким вещам, как спорт.

Так и в нержавеющем железе — ты можешь увидеть отражение. Мастер должен культивировать нравственность среди студентов.

Если у учителя нет нравственности, школа быстро распадается. Ученику также необходимо иметь нравственность.

Например, ученик, который обманывает учителя, препятствует процессу обучения, корректировки, и процесс ломается.

 

Скульптор каждого камня с мастерским планом

Когда перспективный студент входит в школу мастера, мастер должен посмотреть на него, поговорить с ним, и у учителя должно возникнуть видение, во что он может превратить человека.

Отличный учитель оценивает ученика уже за первые несколько дней, и его видение должно превосходить видение ученика. Мастер смотрит на него и говорит: «Я вижу, как сделать что-то очень красивое из этого камня».

Кто-то может сказать: «Это неважный камень. Это не мрамор, какая-то дешевая имитация. У студента мало способностей». А мастер говорит: «Мне это не важно. Я смогу сделать шедевр из любого камня. Даже в самом невзрачном камне я вижу священное, красивое существо».

Поэтому, я думаю, что великие мастера любой науки готовы взять ученика, если он искренен, и превратить его в нечто великое, независимо от того, насколько не рафинирован исходный материал. У мастера должен быть мастер-план. Сначала я сделаю с ним это, а через год сделаю это. 3 года спустя я расскажу ему об этом, 5 лет спустя я познакомлю его с чем-то бОльшим. У учителя должен быть 20-30-летний план на ученика, до тех пор, пока он не станет идеальной скульптурой.

 

Мама птица с единственным мотивом

Единственный мотив первичен. У настоящего учителя чего-либо в мыслях должна быть одна-единственная вещь – сделать из ученика мастера, дать им то, чего они желают, реализовать их мечты. Это должен быть их единственный мотив.

Учитель должен посмотреть на надежды человека достичь высокого уровня в чем-то и сказать: «Я реализую его мечты. Я помогу этому человеку стать поистине счастливым». Никакие другие нездоровые мотивы, например, «Я стану известным, если у меня будет много учеников», «Я заработаю много денег или получу другие материальные вещи от этого человека», «Я могу наполнить свои эмоциональные потребности, имея рядом с собой этого человека», «Я могу наполнить мои физические потребности, имея его рядом собой», «Я могу использовать этого человека в своих проектах». Ничего подобного этому.

Учитель должен посмотреть на ученика и иметь одну единственную идею: «Я хочу реализовать его мечты». Мама птица пойдет еще дальше. Когда мама птица прилетает с червячком, она не ест его в первую очередь, она дает первую часть своему птенцу.

И великий мастер должен поставить счастье своего студента перед своим счастьем. Если кто-то подходит к нему и спрашивает: «Есть возможность дать интервью журналу Таймс» или «Есть возможность сыграть концерт в Карнеги-холле». Если учитель в это время дал обещание ученику, он должен сказать: «я занят». Ученик идет первым.

Другое значение «мамы» в том, что человек имеет социальную ответственность. Я думаю, большинство великих учителей любого предмета, например, фортепиано, можно найти дающими благотворительный концерт. Они хотят использовать то, что они знают, чтобы привнести счастье в жизни других людей. Это признак настоящего мастера.

 

Горючее для ракеты и спичка

Мастер ведет тебя дальше, чем ты бы мог пойти сам. Он подталкивает. Мастер чего-либо толкает тебя за пределы видимых возможностей. У него есть видение, кем может стать человек, если его немного подтолкнуть. Иногда это больно ученику, но мастеру все равно необходимо сделать это. Это великая добродетель.

А ученик обычно сопротивляется: «Я не могу это сделать». Они либо говорят так, либо думают. Очень трудно толкать ученика за пределы их собственных представлений об ограничениях. Необходимо огромное количество доверия и любви между учеником и учителем, чтобы позволить мастеру толкать вас, толкать вас за пределы того, на что вы думаете, вы способны.

«Спичка» означает кого-то, кто может зажечь огонь. Настоящий учитель должен тебя вдохновить. Ты должен посмотреть на него и сказать: «Я хочу этому научиться. Я должен этому научиться». Они должны зажечь огонь в сердце, которому, возможно, понадобится гореть десятилетиями: «Я хочу быть таким».

 

Эхо

Великий учитель должен постоянно помогать студентам знать: «Как я справляюсь? Все нормально? Я делаю правильные вещи?» Они должны организовать систему, благодаря которой студент может получить оценку и обратную связь: «Да, то, что ты делаешь сейчас, очень хорошо, а вот это не очень – это нужно улучшать».

Мастер должен быть подобен эху, он должен давать обратную связь.

Он также должен давать какую-то работу, которую ты делаешь самостоятельно и потом предоставляешь учителю. Например, сказать: «К четвергу ты должен научиться делать такие-то вещи на правой ноге, я проверю».

И потом он должен проверить. Если не проверять, у ученика пропадет вдохновение. Он будет думать, что учителю все равно. Поэтому мастер должен быть, как эхо.

 

Корректировка и вождение с помощью морковки и палки

Причина, по которой мы приходим к мастеру, – надежда на корректировку. Когда мы делаем неверное движение или не совсем точно играем песню, мы специально идем к учителю с целью, что он скорректирует. И никто из нас не хочет корректировок, когда мы их получаем. Поэтому мастер должен использовать баланс воодушевления — то есть морковки и критики — то есть, палки.

Это как вождение машины, хотя больше похоже на управление мулом. Если они расстроены, ты корректируешь их добротой и вдохновением: «Ты сделал это очень хорошо. Но теперь сделай вот так». А если у ученика возникает гордыня, ты используешь палку и корректируешь с помощью критики, даже если у них хорошо получается.

Иногда это не вопрос коррекции, – например, у них получается хорошо, но они могут еще лучше. Поэтому морковка и палка обе важны для коррекции и дальнейшего направления.

 

Педаль газа, генерал с приказами

И я стараюсь постоянно изучать новое, чтобы не давать моему головному мозгу закаменевать. И я заметила, что если учитель обучает слишком быстро, вы теряете воодушевление. А если учитель слишком медлительный, вам скучно. В любом варианте вы не обучаетесь хорошо. Я думаю, великий учитель должен быть очень чувствителен к скорости ученика и правильно использовать педаль газа.

«Генерал» означает, что учитель должен иметь ауру авторитета. Он должен войти в классную комнату, и ученики должны затихнуть. Тишина должна распространиться в комнате, в которую он заходит, и должно быть ощущение этикета. Должно быть чувство уважения к учителю вне зависимости от предмета.

Учитель должен вдохновлять атмосферу уважения к учителю и к тому, что преподается. Ученики не должны прерывать учителя часто или сбивать с темы. У учителя должен быть контроль над классом.

«С приказами » (с требованиями?) означает: если учитель не проясняет, что он конкретно от тебя хочет, это тебя фрустрирует. Вы как ученик хотите порадовать учителя, но иногда он не говорит, что нужно. Вы не знаете, что делать к следующему классу. Вы не знаете, что он от вас ожидает. А это должно быть ясно. У учителя должны с собой быть бумаги с приказами, и он должен дать их вам.

 

Подушка

Следующее, подушка. Первые несколько минут, часов или дней с новым учителем пугают. Вы нервничаете, вы не уверены, что они сделают — стукнут по голове, если вы недостаточно хороши в том, что он преподает, и вы чувствуете себя неуверенно. Часто вы в новом здании, там другие ученики, и все очень странно, и ново, и немного пугает, и даже угрожает.

Хороший учитель должен иметь способность создать комфорт в первое время. Они должны обратить особое внимание, чтобы убедиться, что вы вошли счастливо и плавно. У них еще будет время дать по голове.

 

Муравей в ожидании зимы

В один день мы сидели на входе в юрту и восхищались красными муравьями, которые были в одной линии. Они маршировали куда-то далеко за забор, куда мы очень редко ходим. В одном направлении все муравьи шагали бодро. Каждый нес маленькое зернышко или что-то, что было похоже на скорлупу. Мы не могли рассмотреть точно и не хотели мешать им.

В другом направлении, когда они возвращались, у бедняг подкашивались ножки и видно было, что они абсолютно уставшие. Иногда они сталкивались друг с другом и их антенны встречались, и мне казалось, что они говорили друг другу: «Дорога очень длинная».

Я проследил дорожку, которую они создали своими маленькими ножками. Они протоптали дорожку в 10 сантиметров в ширину и сотни метров в длину к их зимнему дому, и они относили каждое маленькое зернышко себе на зиму. Они готовятся к зиме намного лучше нас. Учитель должен входить в класс абсолютно подготовленным. Я встречал учителей, которые гордились тем, что уже не готовились. Они говорили «Я знаю Мадъямику наизусть, мне даже не надо смотреть на книгу перед классом».

Я думаю, что это нехорошо. И думаю, что когда вы начинаете обучать своих студентов, вы обязаны прийти в свой класс подготовленными. Вы должны днями и часами готовиться, убеждаясь, что у вас есть план. С готовыми пересекающимися тоннелями.

Это означает, что если вы хотите поймать крота, который живет под землей, вы никогда его не поймаете, так как у него есть 3 или 4 туннеля для выхода. Поэтому, если вы внезапно окажетесь во входе в номер один, он уже бежит в другую сторону. Так и хороший учитель: они начинают класс с планом, но они должны быть готовы изменить его в любой момент. Вы должны быть готовы сменить направление, если изменятся обстоятельства. Поменять туннель.

 

Хамелеон на
Том же старом камне,
Газон с травой,
Гонг старого храма

Хамелеон на том же старом камне

«Тот же старый камень» означает постоянство. Презентация учителя должна быть постоянной в двух аспектах. То, что они преподают, не должно внутри них вызывать противоречий. Они не должны в одной части обучения сказать «это правда», когда это может противоречить другой части. Путь, который они показывают вам, должен быть непротиворечивый. И спустя время, спустя недели, месяцы и годы они не должны менять направление, в котором что-то противоречит тому, что они преподавали раньше.

В конце все пути ведут к одной цели. И они сначала обучают основам, а потом двигаются к более высоким уровням. Уровни должны меняться, но не противоречить тому, чему они обучали раньше.

Теперь «хамелеон». «Что же вы имеете в виду, говоря, что все великие учителя никогда не противоречат сами себе?»

Те из вас, у которых была невероятная удача обучаться у великих мастеров, знают, что Будда противоречил себе в 4 циклах своего учения. По мере того, как он поднимался на следующий уровень, особенно в обучении пустоте, он противоречил, казалось, он противоречит сам себе. А в конце его выдающиеся ученики поняли, что все это был один плавный путь.

Великий учитель не должен бояться выглядеть так, как будто он себе противоречит, если это поможет ученику.

В монастыре великий престарелый Геше очень часто поднимается во время экзамена новоиспеченного геше и говорит что-то очень абсурдное, просто для того, чтобы посмотреть, как малыш геше будет защищаться. Это не значит, что он в это верит. Он пытается помочь ученику подняться на следующий уровень.

Великий учитель должен обладать внутренней силой, чтобы бросать в своего ученика противоречиями, и иногда быть названным дураком, или сумасшедшим, или противоречивым, и затем наблюдать, как растет сознание ученика благодаря этим противоречиям.

 

Газон с травой

Газон имеет в себе невозмутимость. Он обращается со всеми одинаково. Газон не выдает больше кочек для одних и не выравнивается для других. Хороший газон одинаково обращается со ступнями каждого, и, я думаю, великий учитель относится одинаково ко всем своим ученикам. Он хочет, чтобы все ученики одинаково преуспевали, ведь они отдают свое сердце ученикам в равной мере.

Означает ли это, что они открывают одинаковое учение каждому ученику? Нет. Некоторые ученики готовы делать sus-sous (v-позиция в балете, прим. ред.), некоторые могут port de bras (положение рук в балете, прим. ред.), а некоторые даже не могут пока еще стоять в 1-й позиции. Пока еще. Было бы ошибочно обучать начинающего танцевальному движению, которое ему навредит. Но они одинаково беспокоятся о каждом ученике, у них равная любовь к каждому, равная надежда на их успех.

 

Гонг старого храма

Процесс корректировки ученика очень травматичен. Вы можете думать, что он травматичен только для ученика, но нет. Также и для учителя. Они должны притвориться, что когда они дают вам по голове, это их не травмирует. Но когда они идут домой, им очень грустно от того, что они были вынуждены проявить жесткость.

Очень трудно быть жестким. Все хотят нравиться другим. А когда ученика нужно скорректировать, и вы это делаете, вы идете домой с плохими чувствами. Когда вы корректируете, вы притворяетесь, что это необходимо. Что я мастер и что ты это заслужил. Но когда вы идете домой, сердце болит.

А от студента идут волны эмоций, иногда даже ненависть. Но это то, что делает музыку. Учитель должен быть похож на гонг, и ученик будет в него бить, иногда эмоционально. Учитель должен в этот момент понять, что это то, что производит красоту в музыке. Учитель должен быть, как гонг. В великих монастырях Тибета есть огромные гонги, метр-полтора в диаметре, вот о них я думал.

«Старый» означает, что процесс может занять годы. Не так, что вы один раз корректируете ученика, и потом все остальное идет плавно. Если жесткая коррекция оказалась необходима однажды, это означает, что она понадобится много раз.

Поэтому великий учитель, как гонг старого храма, должен иметь упорство и терпение в течение длительного количества времени.

Ученик, если он не сдастся, будет сопротивляться учителю и будет сопротивляться коррекции, так, как мы все это делаем —- так же как мастер со своим мастером. Учитель должен иметь терпение и выносливость, и упорство в долгосрочной перспективе.

 

Садовые ножи
Для свежих саженцев,
Гора Меру
и Резиновый мячик.

Садовые ножи для свежих саженцев

В очень редких случаях бывает, что мастер осознает, что определенный ученик не может расти в их школе. Возникает проблема. Он перестает вписываться в программу или в подход учителя. В бизнесе, в большой корпорации мы видели такой феномен, когда сотрудник на самом деле не хотел больше там работать, но у него не было смелости уйти и остаться без работы. Но он ненавидел работу. И поэтому медленно он начал препятствовать работе. Подсознательно он просил быть уволенным, но смелости об этом сказать открыто не было. Он даже сам не знал, что он хотел уйти. То же самое происходит и в школах: ученик не вписывается и не растет.

Я помню, как это впервые случилось со мной. Я пошел к своему учителю и сказал: «Я не знаю, что делать». Учитель сказал: «Отрежь». Я ответил: «Это невыносимо». На что он сказал: «Иногда тебе необходимо подрезать дерево, чтобы другие его части могли расти правильно».

Поэтому у учителя должна быть смелость и сила отрезать ученика, которому лучше пойти в другое место. И тогда, как для нового саженца, учитель должен постараться и найти для него новое место. «Я поговорил с Ламой на другой стороне города, может быть, это место будет для тебя лучше. Я поговорил с Ламой. Он думает, что ты впишешься». И затем с радостью помогите им стартовать заново.

 

Гора Меру и резиновый мячик

Что общего между горой и резиновым мячиком? С точки зрения буддизма на вселенную, гора Меру находится в центральной части земли. Она никогда не двигается. Вселенная вращается вокруг нее. Она непоколебима. Иногда в школе, иногда в отношениях с учеником случаются катастрофы. Пожар в школе. Потеря денег на аренду. Или главный спонсор внезапно прекращает поддержку. Вдруг вы понимаете, что школа —- банкрот. Или правительство внедряет закон, который запрещает вашу религию. Подобные вещи случаются. Великий мастер должен быть непоколебим.

Ученик бежит к нему и спрашивает: «Что мы будем делать?»
А мастер говорит: «Не проблема. Мы найдем выход».

Они должны проецировать, даже если в этот момент они этого не чувствуют, глубокую уверенность, непоколебимую уверенность. «О, как нам повезло. Теперь мы по-настоящему вырастем».

«Резиновый мячик» означает, что учитель должен отскакивать. На следующее утро у него должен быть план для нового места, новые идеи, как все поддерживать, они нашли выход. Они восстанавливаются. Если вы надеетесь обучать людей важным вещам, чем более важные вещи, тем больше препятствия, и вам надо к этому привыкнуть. Нельзя быть слабым и падать духом каждый раз, когда что-то плохое будет случаться. Так вы не будете хорошим учителем.

 

Учитель обучения и преподавания,
Честь обучаться и преподавать.
Строитель, с радостью идущий в первый класс
Даже своей собственной школы.

Учитель обучения и преподавания

Первое, чему мастер должен обучить ученика — это как быть хорошим учеником, потому что это непросто. Неважно, чему вы обучаете, первое, что нужно сказать: «Ты пришел сюда, чтобы чему-то научиться, ты попросил меня тебя обучать и я думаю, что будет хорошо, если ты будешь делать то, о чем я тебя прошу. Если я говорю тебе, двигай левой рукой влево, ты должен двигать левой рукой влево. Не смотри на меня и не говори: «Но я хотел подвигать правой рукой».

Если ученик не может научиться быть хорошим учеником и следовать инструкциям, начиная с первого дня, все провалится. Он ничему не научится. Я уверен, что вы были в разных школах — каратэ, танцы, физики и вы видели выдающихся учеников. И даже если они будут стоять на краю крыши, и учитель скажет им: «Прыгай», они прыгают.

Без вопроса, без оглядки назад, без вглядывания в учителя. Они просто прыгают. В каждой школе два или три таких человека. Очевидно, что они будущие мастера. Очевидно, что они будут следующими мастерами. Вы просто это чувствуете. В них чувствуется предвосхищение, когда они общаются с учителем.

Они как руль направления и лодка. Учитель поворачивает руль — и лодка мгновенно поворачивается. Лодка не спрашивает руль: «Почему мы пошли в эту сторону?» Это случается автоматически. Это очень красиво, потому что ты знаешь, что человек откликнется мгновенно без вопросов к инструкторам учителя. И тогда он непременно станет мастером сам. И это ответственность учителя — увидеть это и научить ученика быть хорошим учеником.

Второе требование к ученику — повторение.

В Тибете есть строгое правило, что каждый раз, когда ты получаешь учение, в течение следующих 24 часов ты должен трижды пересмотреть его.

Даже если это всего несколько минут, ты вынимаешь бумагу из кармана, смотришь на нее и думаешь, чему ты научился. Это было правило. Мне кажется, это прекрасное правило. Если ты делаешь обзор трижды в течение 24 часов после учения, то оно усваивается идеально. Вот это означает быть хорошим учеником.

Во вторых, с самого начала учитель должен обучить ученика, как учить. Для меня была такая честь сидеть в классе моего священного учителя Кена Ринпоче год за годом. Мы вскоре поняли, чему он обучает. Но спустя какое-то время, нам стало доставлять удовольствие смотреть, как он обучает. И это то, что вы должны делать. Вы должны учить учеников, как правильно обучать.

 

Честь обучаться и преподавать

Нашей группе очень сильно повезло обучаться у невероятного ламы Геше Тубтен Ринчен в монастыре Индии. В конце он сказал вещь, которую я запомнил навсегда: «Вы думаете, что вы обучаетесь. На самом деле, учусь я».

Я спросил его: «Как вы стали самым великим философом в мире? Я никогда не видел ничего подобного». Он ответил: «Я обучался с помощью преподавания».

А он обучал 30 лет подряд, без единого выходного, около 16 часов в день. У него 300 учеников, и каждому из них он отдает всего себя. Он сказал: «Вот как я научился. Я преподавал». Быть учителем — великая честь. И великие учителя осознают, что учатся они. Нам очень повезло, что нас попросили обучать, потому что мы можем обучаться.

 

Строитель, с радостью идущий в первый класс.

Строитель — это очевидно. Великий учитель должен построить школу. Они строят организацию, куда люди могут прийти и учиться. Всего одно слово, школа, но это огромное количество работы, стресса, страданий, расходов, времени, пота и разочарований. Но если твое желание — помочь другим людям, ты обязан построить школу.

«С радостью идущий в первый класс» означает, что даже великие учителя обожают учиться. Нас пригласили выступить на CNN. Они снимали документальный фильм о невероятном, его Святейшестве Далай Ламе. CNN не могли разобраться, что происходило в некоторых кадрах. Я посмотрел на монитор и увидел, что они проигрывали недавно снятые кадры. На них его Святейшество предложил мандалу на тарелке с рисом, и я объяснил им, что это такое.

Они спросили: «А это для чего? Что за человек впереди него?» Я посмотрел ближе и послушал их беседу.

И внезапно меня осенило, вот величайший буддистский мастер, величайший человек на планете, просит другого человека дать ему урок.

И он попросил других людей снять это, чтобы остальные увидели, как величайший учитель просит другого его обучать. А это даже был мастер другой традиции. Поэтому великий мастер имеет качество смирения, чтобы научиться чему-то новому у других учителей. Это трудно для того, кто уже выиграл Нобелевскую премию и кто обучал дхарме с 5-летнего возраста сотни тысяч людей. Но великие мастера никогда не заканчивают учиться и всегда готовы пойти в 1-й класс.

 

Даже своей собственной школы

Зачастую у ученика возникает прекрасная идея. Чаще всего они достаточно глупы, но и вы, и я знаете, что часто появляется алмаз. И им приходит по-настоящему великолепная идея: изменения в школе, новый подход к преподаванию или даже другой предмет. Может быть, неожиданный, прекрасный инсайт.

Учитель должен быть счастлив и горд. Он не должен отреагировать какой-то гордостью. Они должны сразу же, даже в их собственной школе, сказать: «это прекрасно. Нам надо сделать что-то подобное». Требуется большое количество внутренней силы признать такие вещи и увидеть красоту, которую может создать ученик.

 

Гордый папа,
Толчок из гнезда,
Чингисхан и лейтенанты,
Создатель и передатчик факела.

 Гордый папа

Что следующее? Гордый папа. Мастер, когда ученик делает что-то великолепно, должен быть счастлив и горд. Иногда в менее развитых учителях я ощущаю страх, что они теряют контроль над учеником, когда становится очевидным, что ученик вырос, возможно, даже за пределы учителя.

А мастер должен быть счастлив быть в тени, когда ученик играет произведение даже лучше, чем он когда-то играл сам.

И быть удовлетворенным и гордым за то, что он помог другому человеку стать чем-то великим.

 

Толчок из гнезда

Что следующее? Толчок из гнезда. Из отношений учителя и ученика может родиться нездоровая зависимость. Ученик привязывается к учителю, а учитель к ученику. Они забывают, что цель — создать нового мастера. А мастер надеется, что придет день, когда они смогут вытолкнуть птенца из гнезда, и он грациозно полетит.

Каждый великий учитель счастлив, когда наступает такой день, когда их проект, их малыш, взлетает в небо самостоятельно; и, возможно, основывает новую школу, и начинает обучать собственных учеников. Учитель должен предвосхищать и молиться на день, когда он может вытолкнуть ученика из гнезда, чтобы помочь еще большему количеству людей.

 

Чингисхан и лейтенанты

Следующее, Чингисхан и лейтенанты. В 1200-х годах у Чингисхана была империя. На севере, в России, они взяли Москву. На востоке в один день 400,000 австрийских солдат были побеждены за пределами Вены. На юге они проникли  в Средний Восток —- Персию, Афганистан, Индию. На юго-востоке они пошли так далеко, во Вьетнам. На северо-востоке дошли до Кореи и Пекина.

Как мог один человек всего лишь с лошадьми и палками захватить пространство, на которое, чтобы его пересечь, нужно было 3 года скакать на лошади от запада до востока? 3 года нужно было, чтобы передать приказ на границу.

У него был специальный навык. Он брал доверенного лейтенанта, чаще всего родного по крови, и говорил:

Ты руководишь кампанией. Я ничего не скажу. Я буду стоять за твоей спиной на встречах и дам тебе свои предложения лично позже, но ты отвечаешь за себя.

Поэтому, даже еще до того, как он умер, пока еще он был силен и жив, у него было видение, как вырастить лейтенантов, чтобы они несли ответственность. И они так и делали, до его внуков. Мастер растит мастеров, которые находятся под его руководством и достаточно дальновиден, чтобы отпустить школу, которая находится в его управлении, чтобы школа была сильна и здорова долгое время. Только когда он думает за пределы самого себя, учитель может создать то, что поможет многим людям. И создавать квалифицированных людей под ним, чтобы заботиться о новых учениках.

 

Создатель и передатчик факела

Это похожая идея. Ответственность учителя записать то, что они знают, с помощью любой технологии. Можно через книги, видео, компьютеры открывать сердца людей.

Он не жалеет времени, чтобы создать систему, библиотеку материала, которая будет жить дольше, чем его жизнь. Это и есть факел. После того, как он создал библиотеку, он заботится о том, чтобы передать этот факел полноценно, аккуратно своим лучшим ученикам. И передает его.

Нередко учитель с меньшими возможностями слишком долго цепляется за силу учения. Они постарели, но не обучили новых учеников, и знания умирают вместе с ними. Школа довольно быстро распадается. Никто не обучен. Мастер никого не благословил: «Вот следующий хранитель пламени. Вот эти 3, 4 или 10 людей теперь ваши учителя. Я буду здесь, я помогу и иногда я буду давать совет, но теперь эти люди главные». И он должен благословить их и передать им факел. Тогда факел может переходить в течение многих поколений.

Как найти идеального учителя. Как стать идеальным учителем. Елизавета Бабанова

Я точно не помню, но думаю, что мы примерно 150-е звено в цепи передач знаний, идущих от Чже Цонкапы, учителя первого Далай  Ламы. У нас есть квалифицированные ламы, потому что этот факел был создан несравнимым мастером Чже Цонкапой с помощью его работ и монастырей, которые он построил. И потом он его передал, и поэтому у нас он есть сегодня, потому что из этого была создана традиция передачи.

Не нужно пытаться удержать его в своих руках или цепляться за него до смерти.

Поделитесь в комментариях, какие из этих качеств вы уже видите в своих учителях. Какие качества для вас наиболее привлекательны? И какие качества вы хотите развивать в себе?

Когда под этим постом будет 100 комментариев, мы выложим вторую часть.

  • http://vk.com/id1808722 Санжита Галданова

    Благодарю, Елизавета! Очень ждем вторую часть

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/2007616769524362/ Alena Ladnaya

    Это самое лучшее чтение за 2017 год! Лиза огромная благодарность и открытие этого уровня
    !

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1421547134590724/ Olga Ovchinnikova

    Благодарю Вас, Елизавета! С нетерпением жду вторую часть

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/513235079057821/ Магрипа Канатова

    Я всегда считала, что учитель или наставник должен быть всегда доступен, ведь мы добровольно берем на себя это обязательство. Порой человеку помощь и поддержка нужна здесь и сейчас, потом это может быть уже не актуально и человек снова уходит в себя. Очень своевременная книга, хотелось бы увидеть вторую часть. Благодарю Елизавета за труд. И еще очень важно про честность отношений учитель ученик. Для меня самой это ценно и важно. Если я чувствую фальшь, не пойду дальше, не буду с таким учителем.

  • http://instagram.com/ekaterina.psyholog Психолог Екатерина Фирсова

    Спасибо!

  • http://vk.com/id157550073 Irina Alexeevna

    Елизавета, спасибо вам огромное за такую работу! Я всегда ценю в людях честность и сама честна с окружающими, но это часто им не нравится. Меня это не пугает, но огорчает, что в мире много людей, живущих во лжи и предпочитающих ложь. Для меня сейчас важно пойти самой учиться к себе в школу) Это ценный урок! Очень много полезной информации. О многом задумываешься. Выражаю вам большую благодарность за ваш вклад и ваш труд!

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001747129662 Viacheslav Tblevich

    Доброе утро! Всем удивительного дня и добрых переживаний интерестнейших мыслей и дальновидности мастера. С благодарностью за лучшую мотивацию образования счастливого времени;)

  • http://vk.com/id89086 Яна Перевощикова

    Spasibo Elisaveta sa Vash tryd. Shikarnaya rabota, est kuda rasti. Ochen blagodarna, chto v moei gisni est i bili otlichnie mastera i ychitely.

  • http://vk.com/id201679286 Екатерина Лазутина

    Елизавета, благодарю за знания, которые ты несешь! очень полезная статья, для выбора любого учителя!!!

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1688850497840877/ Ekaterina Inozemtseva

    Спасибо, Лизочка! Я знаю, сколько ты вложила труда и сил в этот перевод! Счастлива воспользоваться этим подарком и поблагодарить тебя за него. Буду проводником в цепочке этой большой миссии и помогу распространить, насколько это возможно. Ты запустила большое и важное дело! Пусть оно идёт по миру проводником для мастеров нового уровня.

  • https://plus.google.com/107732570751807779272 Сергей Денисов

    иду в первый класс. УЧИТЬСЯ

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1578661572216633/ Алена Крючкова

    Очень ценно, благодарю!!!

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1578661572216633/ Алена Крючкова

    Очень ценно, благодарю!

  • https://plus.google.com/105888580235722290414 Elena Podmazova

    Елизавета! Спасибо! Очень понравилась идея, что настоящий учитель готов отдать все, что он знает ученику, быть доступным и нравственным. Должен гордиться успехами своих учеников, а не пытаться сохранять свое неприкосновенное первенство. И тоже очень важное качество- всегда учиться у других. С нетерпением жду продолжения!

  • http://vk.com/id24220219 Nataly Amro

    Спасибо! Хотим продолжения))

  • https://plus.google.com/116852909561772400977 Ольга Студнева

    Читая эту книгу я нашла все эти качества в своих разных учителях, которых мне дарила вселенная. Но у большинства из них не было передачи факела. Мне тоже интересна тема преподавания в перспективе. И прочев часть данного произведения я поняла, насколько я далека от этой своей цели. Но, на мой взгляд, очень важно в первую очередь научиться смирению. По крайней мере мне это было сложно. У меня начали происходить серьезные изменения, когда я это поняла. И очень важно чувствовать “своего” учителя. Ведь все мы разные. Спасибо Елизавета, что поделились частью этой книги. Для меня лично это важный момент в жизни и пища для переосмысления и роста. Удачи вам во всем, и находить как можно больше откликов в людях, ради которых вы все это делаете!

  • http://vk.com/id121357444 Наталия Костинская

    Елизавета, благодарю за драгоценные знания, для меня этот материал, как руководство по построению деловых партнерских отношения в бизнесе. С огромным удовольствием жду вторую часть. И очень охотно делюсь этими знаниями со своими коллегами. Еще раз сердечная благодарность за ваш труд!