День 1 и день 2
Возможно, я переоценила свою способность одновременно и заниматься, и публиковать дневник, но так как я вам обещала, кое-чем постараюсь делиться. После окончания, я думаю, я смогу к сухому остатку каждого дня добавить свой анализ материала и истории о встречах с интересными людьми.
Сегодня будет сухой остаток первого дня без преамбул или красочных описаний, потому что уже 10 вечера, а завтра необходимо быть на месте уже в 8:00.
Сегодня мы получили 3 лекции, (2 из них включали вопрос/ответ и конечно я задала свой вопрос 🙂 ) сделали 5 медитаций (по 5 минут), позанимались отличной йогой с йога-мастером, в первом перерыве я успела получить сеанс иглотерапии, а во втором – сделала медитацию йога-нидру.
Первый день ретрита начался в 7 вечера и состоял из некоего посвящения в духовные знания. Для данной тибетской традиции очень важна линия передачи, которую тибетские монахи сохраняли и охраняли от примесей на протяжении 2500 лет. Этот момент строго подчеркивается, т.к. это единственная гарантия, что “рецепт” освобождения от страданий, который был перепроверян тысячами поколениями монахов, не будет изменен под воздействием других религий, эзотерики, или, не дай Бог, психологии. 🙂
Второй день начался сразу с главной темы ретрита, которую можно обозначить как анализ смерти. Я конечно, понимала, что “безграничная удача” – это не про материальный успех, но не предполагала, что я настолько близко подойду к теме ретрита в последней статье.
Да, друзья, сегодня 2 из 3 занятий, которые мы прошли были про то, как правильно подготовиться к смерти, чтобы она не стала для нас страданием.
Геше (по-тибетски, профессор) начал с того, что мы прикладываем огромное количество усилий, чтобы оттолкнуть смерть, и саму идеи смерти. Но это не означает, что мы счастливы. Мы живем в иллюзии счастья, потому что пытаемся всеми способами абстрагироваться от нее. Но если мы ее впустим в себя и перестанем ее избегать, тогда мы сможем стать по-настоящему счастливыми, а наша жизнь – полноценной.
Затем, как супер-продавец глобальной идеи, Геше пошел еще дальше: если мы приблизим ее к себе, только тогда мы сможем ее сокрушить.
Дальше мы обучились нескольким принципам относительно смерти.
Вот один из них:
В момент смерти, ничего не спасет тебя, кроме медитации и дxармы. Медитацию в данном контексте я понимаю, как способность видеть истинность вещей и управлять сознанием, а дхарма – знание, которое находится в сердце (то есть полностью прожито, а не знание, которым мы владеем на интеллектуальном уровне).
В момент смерти тебе не помогут:
- Деньги
- Друзья
- Тело
Однако, сколько времени мы посвящаем зарабатыванию денег? Сколько друзьям? А сколько уходу за телом (чтобы оно было здоровым и красивым).
“Так сколько же времени, в сравнении с тем, что вы уделяете своему телу (умыть, накормить, одеть, позаниматься спортом), вы посвящаете развитию своего сознания?”, спросил нас Геше.
Дальше он рассказал классную аналогию. Когда мы едем в путешествие, лучше всего заранее упаковать чемодан. Тогда, накануне можно расслабиться, спокойно поужинать и без стресса отправиться в поездку. Я в этот момент вспомнила своих беременных подружек, у которых дома за несколько недель до родов была приготовлена сумка со всем необходимым, которую они брали в больницу. Сложно представить, как женщина начинает собирать сумку для родов в тот момент, когда отошли воды, или еще хуже, когда роды уже начались. Но это именно то, что происходит с теми, кто не хочет заранее подготовиться к главному событию нашей жизни, после рождения.
Так вот то, чем мы будем заниматься на этом ретрите – упаковывать чемодан, чтобы, в момент, когда смерть случится в нашей жизни, наш чемодан был готов. Согласно этой традиции, смерть – фантастически болезненный опыт, который нам красочно описывали в течение 30 минут, но чем я вас пугать не буду. Но если “упаковать чемодан” заранее, то можно прожить его и безболезненно (именно поэтому у нас такой сильный страх смерти, потому что мы на определенном уровне знаем, что это самый большой ужас, который только может случиться с нами) и перейти в более высокое состояние сознания в результате.
Кстати, за полгода изучения данной традиции, я впервые так глубоко погружаюсь в тему смерти. И мне это очень интересно, так как пережив близкую встречу с ней в 27 лет, с тех пор она стала моей ежедневной союзницей. Именно приближение к смерти заставило меня обратить внимание на свои ценности, на то, во что я инвестирую свое время, на свое окружение и все остальное. Именно тот опыт заставил меня развернуть мой корабль и поплыть к другим берегам.
Поэтому, если сегодня для вас тема смерти кажется депрессивной и унылой, это просто либо желание убежать от неизбежного (но мы же не страусы, чтобы прятать голову в песок), либо вы еще не поняли, какую ценность анализ смерти может принести вам.
Все 3 занятия Геше рассказывал много шуток и был в отличном, приподнятом настроении (хотя я никогда не видела его в плохом настроении.) Поэтому еще раз подчеркну, что это ни разу не депрессивная тема.
Первое, что очень ярко впечаталось в мой мозг:
“Не ищи себе оправданий не изучать дхарму. Ищи оправдания, чтобы не делать то, что мешает изучению дхарме.”
“К примеру”, сказал Геше: “не говорите, что я не могу сегодня медитировать, потому что мне надо идти в кино с друзьями.” А скажи друзьям: “сегодня не могу пойти в кино, потому что еще не помедитировал сегодня.”
И мой первый вопрос вам: а у вас как с приоритетами? Что у вас на первом месте – забота о душе, забота об отношениях, забота о быте, забота о теле, забота о развлечении?
Размышления о смерти могут быть очень полезны для пересмотра приоритетов. И Геше нам предложил в первую очередь подумать о чемодане. “Если дхарма готова – ты готова к смерти. Тогда ты можешь больше не волноваться и полностью наслаждаться жизнью.”
Нет ничего плохого ни в красивом доме, ни в хорошей машине, ни в любом виде успеха. Это все круто, но ничто из этого не поможет тебя в тот самый момент. Именно поэтому, правильно расставив приоритеты, мы можем иметь все: и счастливые отношения, и материальное изобилие, и реализацию, но все будет гармонично, если займет свое место в иерархии ценностей.
Как же упаковать чемодан?
Шаг 1: необходимо отпустит ВСЕ обиды и злость из всего прошлого опыта. Так как обиды на других людей – это очень сильное ментальное семя, которое в момент смерти раскроется и заставит прожить боль в гораздо большем масштабе, чем само семя.
Геше сказал, что даже 10% остаточных обид заставят нас пережить то, что он назвал “террором” – собственных мыслей, но проживать мы это будем в ощущениях так, как будто тело проживает фатальную автокатастрофу.
Продолжение следует…
P.S. Жду ваших отзывов: чувствуете ли вы ценность этой темы? Как вы сами относитесь к смерти: избегаете этой темы или нет?
День 3
Вчера мне казалось, что я очень спокойно воспринимаю тему смерти и она не может вызвать у меня тревогу (ведь у меня уже был некий опыт и я была убеждена, что страх смерти проработан). Но всю ночь я практически не спала ( из-за мощного джэтлэгa после 36-часового путешествия из Филипин в Мексику я сплю 2-3 часа за ночь, и 1 час днем, что не дает мозгу достаточно времени качественно отдохнуть). Я лежала и размышляла о том, чему мы научились за этот день. И несмотря на то, что любимый мужчина спал рядом, я вдруг почувствовала настоящее болезненное одиночество, разрывавшее меня изнутри.
Оказалось, что пребывать в мыслях о смерти в 2 часа ночи – это совсем не то, что медитировать на эту тему в кругу 100 одухотворенных человек под руководством Геше. Который к тому же постоянно на эту тему юморит, чтобы подчеркнуть, что правильные мысли о смерти в правильном формате ничего общего не имеют с депрессией.
Я думаю черный юмор родился в Тибете (я пока поберегу вас от того, что там вытворяли монахи, чтобы научиться использовать идею смерти в качестве топлива для духовных практик).
Но так как способность осознать конечность жизни – одна из вещей, которые отличают нас от животных, не развивать это осознание мне кажется, как минимум, упущением. Ведь возможно осознание смерти откроет нам врата в новый уровень сознания. Как способность мыслить и осознавать отличает человека от животного. И как способность осознавать вселенную многомерно вне времени и пространства отличает просветленного от простого человека.
С утра было очень тяжело, так как я спала не больше двух часов ночью, да и эти 2 часа прошли в тревожной ментальной фантасмагории. На завтрак я приняла 6 таблеток глицина (невредный белок для головного мозга), выпила крепкий чай со специями и кокосовым молоком, помассировала все, что было прилично помассировать при других, а когда началась лекция, старалась записать каждое слово за Геше. Эти 3 вещи более-менее включили мое сознание в работу.
После первой 3-x часовой части (которая включала 3 медитации) я нашла себе местечко на лежаке под большим деревом с видом на озеро, закуталась в 2 шарфа и включила на айподе медитацию йога-нидру. Уснула всего на 30 минут, но когда проснулась, почувствовала себя обновленной. Затем в течение 30 минут поделала физ. упражнения на все группы мышц, и в результате была почти свеженькая.
Теперь по программе.
Мы продолжили то, что начали вчера: смотреть на смерть различными способами и осознавать, что с ней нельзя мириться, ее нельзя игнорировать, а с ней надо что-то сознательно делать. Ведь если а) она причиняет такие страдания всем, кто сталкивается с ней без должной подготовки и б) можно избежать этих страданий, то выбор между подготовкой или избеганием, в принципе, сделать довольно легко.
Для того, чтобы мы как можно чаще вспоминали о своей смертности, эту тему якорят на привычные вещи.
К примеру, в первом домашнем задании нам надо было официально зафиксировать 2-3 или больше вещей, которыми мы пользуемся регулярно, которые будут напоминать нам о смерти. Я выбрала – украшения, очки и компьютер. Наверное, объяснять причины, почему именно эти вещи, не нужно. 🙂
Вот еще пару напоминалок:
Все вещи, которыми мы пользуемся сегодня – арендуемые нами. Ведь для каждого из нас придет день, когда мы перестанем ими владеть. Считается полезным думать о том, что многие наши вещи – любимые платья, туфли, дома, земли нас переживут. Это служит напоминанием о том, что есть большая разница между вечностью и невечностью и заставляет все чаще обращать свой ограниченный ресурс внимания на вечное.
Мне, как и любой девочке, нравится красота. И у меня случается, что я подвисаю на фэшн блогах или инстаграм акаунтах. Но спустя 30 минут, меня начинают мучать угрызения совести, на что я потратила свое драгоценное время. Но еще больше мне жаль женщин, которые всю свою жизнь посвящают следованию трендов и постоянной погоне за новым прекрасным. Это также печально, как и бизнесмен, который зарабатывает деньги ради денег, а не ради того, чтобы помогать другим людям с помощью них.
Геше, кстати, не говорит, что не нужно владеть красивыми вещами. Напротив, он рекомендует носить красивую одежду и наслаждаться ей, жить в хороших домах и водить хорошие машины. Как говорит он, жизнь и так слишком трудна, чтобы отказывать себе в счастье. Но есть 2 нюанса:
1) владеть и наслаждаться всеми прекрасными вещами он рекомендует без гордыни, и
2) это все должно занимать правильное место в системе ценностей. Если духовная работа проделана – наслаждайся. Если чемодан не упакован, то, имеет смысл в первую очередь сделать главную работу.
И еще одна напоминалочка: все, чем вы владеете сейчас, вы можете потерять мгновенно. Мы знаем жертв пожаров, наводнений и других катаклизмов, где люди потеряли 99% своего имущества. Мы также знаем жертв автокатастроф, которые теряют конечности. Поэтому, рекомендация – помнить о том, что всe, чем ты владеешь – временно, включая главную нашу привязанность – тело.
Теперь, облегчение для тех, кто уже запуган (если бы я была не подготовлена к этой теме, я бы уже залипла в плохих состояниях).
Умирает тело. Сознание живет вечно, меняя оболочку. (На этом месте попрошу всех, кто не верит в карму и реинкарнацию воздержаться от комментариев). Это вечный вопрос, который, я уверена, мы здесь не разрешим, так что оставим этот вопрос Папе Римскому, Далай Ламе и другим духовным лидерам. Этот дневник – описание моего опыта духовного познания.
В моей духовной практике есть 2 основополагающие идеи: 1) карма (что трактуется как причинно-следственные связи) и 2) идея перевоплощения души. Опираясь на знание о карме и на свой жизненный опыт, я могу ответить практически на любой вопрос касательно причин человеческого страдания. Кстати, мне известно, что существуют ветви христианства, которые допускают идею реинкарнации. Мой христианский духовный наставник так и сказал, что идея воскресения Иисуса не так далека от идеи перерождения души.
Теперь мне надо сказать вам о большой трудности, с которой я столкнулась, когда захотела поделиться опытом этого ретрита. То, что мы здесь проходим – очень серьезные знания, которые на протяжение последних 2500 лет передавались от учителей к ученикам и в каждом поколении проходили проверку на истинность. Знания сложные и некоторые концепции невозможно передать тому, кто не владеет азами. Это все равно, что пытаться объяснить теорему Пифагора, если человек даже не умеет считать (только в общих чертах слышал о существовании цифр).
Поэтому, все что я буду писать с сегодняшнего дня, будем считать азами к тому, что мы здесь проходим. Даже я не ожидала глубины погружения в тему, поэтому мне самой необходимо переварить и усвоить новую информацию и практики. Но если мне покажется, что, какая-то тема из этого ретрита может принести пользу без необходимости многочасовых вводных объяснений, то, конечно буду делиться.
Если у вас есть любые вопросы по тому, что я здесь пишу, публикуйте их в комментариях. Возможно, в августе я проведу специальный вебинар, на котором раскрою интересующие вас темы и отвечу на вопросы. А возможно, на какие-то из ваших вопросов смогу ответить текстом внизу.
Теперь давайте немного поговорим о мотивации.
“Если сознание живет вечно и только меняет телесную оболочку, почему мы должны готовиться к смерти и вести нравственную жизнь?” можете спросить вы. А, уже спросили? Хорошо.
Ответ простой: это создает причину для хорошей жизни сейчас и хороших жизней в следующих воплощениях.
Чтобы это утверждение имело смысл, давайте рассмотрим идею кармы.
Представьте, что карма – это некий банковский счет, на котором копятся не только “хорошие деньги” но и “плохие деньги”. Назовем это депозит счастья и депозит страданий. Каждый из этих счетов имеет самый высокий годовой процент из всех возможных: оба депозита удваиваются каждый месяц).
Если за прошлый месяц вы позаботились о других людях, хорошо выполнили свою работу, пожертвовали на благотворительность, сдерживались и не реагировали агрессией, когда вас обижали – пополнился ваш депозит счастья. А все хорошее, что вы сделали до этого – приумножилось, поэтому депозит стал больше в разы.
Если за прошлый месяц вы что-то прибрали к своим рукам без разрешения (даже эл. книги и пиратские программы), проявили агрессию, не выполнили обязательства на работе, покритиковали – пополнился ваш депозит страданий или “плохой кармы”. А все нехорошее, что вы сделали до этого, также, приумножилось.
Что же происходит с этими счетами?
Когда вы испытываете радость по жизни, когда вам везет, когда мечты сбываются и цели достигаются, вы тратите со своего депозита счастья.
Вопрос для вас: что делать, чтобы депозит счастья не достигал нуля?
Когда вы болеете, переживаете финансовые потери, разлад в отношениях – сокращается ваш депозит страданий.
Вопрос для вас: что делать, чтобы депозит страданий приближался к нулю?
Если будет хотя бы 100 ответов на каждый вопрос, я дам вам свой ответ. Да, да, я хочу убедиться, что вы не пассивно воспринимаете информацию, а также анализируете и перевариваете информацию. И что вам действительно нужны эти подвиги, которые я совершаю между ретритом и сном.
Проблема в том, что какой бы большой депозит счастья вы себе не создали хорошими поступками, если вы совершали плохие поступки, у вас будет депозит страданий. Нравственные поступки, которые аккумулируются на депозите счастья не аннулируют будущие страдания, которые аккумулируются в результате причинения вреда другим людям (даже если вы думаете, что этот вред (например, дать сдачу) оправдан).
Вы, наверняка, задавали себе этот вечный вопрос: почему хорошие люди страдают? Понимание кармы дает ответ: потому, что даже хорошие люди совершают иногда неблагочестивые поступки. Или, они совершали их до того, как стали хорошими людьми, и их депозит страданий пока еще не исчерпался.
Это то, что называется Смешанная Карма.
Вот здесь мы и получаем самую мощную мотивацию для духовного развития.
Согласно этой традиции, сознание каждого из нас с каждым воплощением может становиться все более очищенным от депозитов страдания при трех условиях:
1) накопление нравственности (пополнение депозита счастья посредством благочестивых мыслей и поступков)
2) понимание пустотности (об этом поговорим отдельно, это большая тема, в которой мы узнаем, что объекты и люди не существуют сами по себе, а являются проявлением наших ментальных семян) и применение этих знаний на практике (я поделилась первым приближением к идеи пустотности в этом видео).
3) отречение
Когда мы говорим “отречение” – это не означает, что мы лишаем себя радости и закрываемся от положительного опыта. Напротив! Мы наслаждаемся каждым мгновением проживания счастливого депозита. Отречение – это понимание, что сам по себе депозит счастья (накопленная сумма) не дает нам счастье. Это всего лишь следствие наших предыдущих добродеятельных поступков, с помощью которых мы смогли накопить этот депозит. Идея отречения в том, чтобы не искать счастья в автомобиле, квартире, работе, и даже семье. А в том, чтобы искать счастье в наполнении других людей счастьем.
Так вот, смысл данной темы со смертью, как я понимаю ее на данный момент – встать на путь обретения этих трех компонентов, ведущих к просветлению.
А что будет если мы не будем работать по этим трем направлениям?
Вот это очень серьезная тема.
Сознание может воплощаться в разных телах в различных состояниях – это может быть как жизнь, полная постоянных страданий (износилования, войны – очевидно, что миллионы людей на нашей планете живут в самом настоящем аду в постоянном голоде, жажде и насилии), а может быть очень хорошая жизнь (счастливые отношения, изобилие, реализация).
Если в этой жизни вы приносите вред другим людям, совершаете физическое или психическое насилие, то вам придется рано или поздно получить проценты своего депозита, хотите вы или нет. Это один из законов кармы. За причиной всегда идет следствие, это неизбежно. Проблема в том, что большинство из нас не может контролировать, когда придет время получать проценты с хорошего, а когда с плохого. Именно поэтому большинство плохих и хороших вещей в нашей жизни нам кажутся внезапными и не связанными с предыдущими поступками.
Но вчера нас обучили правилам, по которым “раскрывается” карма – то есть, в каком порядке человек получает доставку радости и страданий. У этого процесса есть определенный природный закон.
Так почему же смерть так страшна? Именно в момент смерти человек проживает весь свой депозит страданий. Многое из того, что он не успел получить от своего банка при жизни, он получает в момент смерти и испытывает настоящие адские муки. И второе: чем выше его депозит страданий (напомню, что он пополняется плохими (в том числе, критическими) мыслями, словами и поступками), тем хуже условия его следующего рождения и с тем большим депозитом страдания он начинает жизнь. Если к моменту смерти он обнулил этот депозит страданий (искоренил плохую карму), то в следующем воплощении он не испытывает боли и страданий.
Пожалуй, этого для третьего дня будет достаточно.
Жду ваших комментариев. Так как здесь очень мощная программа и много интересных людей, с кем хочется пообщаться (тибетская монахиня, к примеру), мне очень нужна ваша обратная связь в качестве поддержки и источника мотивации. Так что, не останавливайтесь в приободрении я надеюсь, своего любимого (ведь правда?) блогера :).
P.S. Друзья, прошу прощения, текст 10 раз как обычно не вычитываю, бегу на дебаты. Во время них продвинутые в этой теме должны с помощью логики обосновать любое утверждение этой традиции. А все вокруг забрасывают их вопросами, пока они не убедят зрителей в том, что действительно понимают тему.
P.S.S. Вот вам факультативное домашнее задание:
Проанализируйте свою последнюю неделю: в каком процентом соотношении у вас преобладали добрые мысли, слова и поступки в сравнении с плохими. Подумайте, какой из депозитов вы пополнили больше, чем другой. И готовы ли вы принять проценты от всего произведенного в двойном объеме хорошего и плохого?
День 4
Сегодня было очередное глубокое погружение в главный текст данной тибетской традиции – Ламрим (что Геше в шутку переводит, как “Просветление от А до Я”.
В течение дня у нас 3 занятия, первое – 3 часа, второе и третье – по 2.5. Казалось бы, за это время пятая точка должна устать, а голова истощиться (особенно у тех, кто спит по пару часов), но нет. Несмотря на некоторый дискомфорт, не приходится уговаривать себя быть с полностью включенным вниманием, настолько ценно здесь каждое слово и каждая практика. Геше очень ответственно готовится к каждому уроку, которое обычно состоит из:
1) разбора темы по тексту первоисточника на тибетском
2) объяснения того, как та или иная концепция имеет применение в современном мире
3) древних историй о святых и учителях, которые внедряли ту или иную практику
4) его личных примеров (часто очень забавных) из своей жизни и совместной с его учителем Кеном Ринпоче, с которым он провел 25 лет в тибетском монастыре.
Несмотря на высокий сан, Геше ведет себя скромно. Любит высмеивать свои былые комплексы (такие, как ревность ко второму самому близкому ученику Кена Ринпоче) и человеческую природу (шутит, как ему непросто каждое утро выбирать между капучино и зеленым соком). Говорит, что ненавидит йогу, хотя делает ее вместе с нами и очень круто (особенно для своих 63 лет!)
Первое занятие каждого нового дня начинается с медитации. На тему медитации я напишу отдельный пост, так как тема сложная и не терпит изложения в спешке. В этой традиции медитация используется как инструмент для развития концентрации. Мы “затачиваем” свое внимание, как затачиваем карандаш, чтобы затем быть способными анализировать сложные концепции и проверять их с помощью логики. Погружение в любую тему происходит в 2 стадии: сначала мы осваиваем информацию интеллектуально, затем нам необходимо познать ее на собственном опыте. Многие знания легко опробовать в своей жизни (например, причинно-следственные связи), но что-то на данном этапе неприменимо в жизни и возможно познать только посредством личной медитативной практики, поэтому она играет ключевую роль.
Пока я еще на самой начальной стадии освоения данной техники. Но, когда на 3 день после первой медитации Геше спросил, есть ли у кого-либо вопросы, пока все остальные приходили в себя, я быстро сообразила, подняла руку и попросила его более подробно описать технологию. Что он сделал достаточно кратко, но в целом очень понятно. После этого медитация дается мне гораздо легче, хотя мне еще работать и работать и работать и работать и работать над ее освоением.
Кроме развития способности концентрации (которая, конечно, пригодится в любой профессии в любой период жизни), медитация также помогает познакомиться с собой.
К примеру, вы внезапно ощущаете зависть или ревность. И чаще всего такие эмоции вызывают болезненные ощущения. Это происходит, потому что мы находимся внутри этой эмоции. Мы ее проживаем и в уме, и часто в теле, и в психике. Медитация дает возможность выйти за пределы негативной эмоции и посмотреть на нее извне. Именно в момент наблюдения как бы со стороны, мы можем не только выпрыгнуть из страдания, но и провести сознательную духовную работу по искоренения этой эмоции из своей жизни (что значительно повреждает депозит страданий.)
Хочу поделиться с вами четырьмя так называемыми “благородными истинами” или “Истинами Ария”, познав которые возникает возможность полностью уничтожить депозит страданий и при этом бесконечно пополнять депозит счастья:
- В жизни много страданий
- У них есть причина
- Вы можете искоренить эти причины
- Для этого есть методика
Методику, как пополнять депозит счастья, я описала в этом видео. Методику, как разгружать депозит страданий, я описала в этом.
Конечно, это только начальная практика, но если делать только ее, вы увидите, как ваша жизнь постепенно будет становиться значительно счастливее, легче, более успешной финансово.
Очень интересный взгляд на страдания дают нам тибетские и индийские ламы (учителя). Например, выдающийся индийский мыслитель Шантидева в книге “Путь Бодхисаттвы” написал, что страдания в нашей жизни – прекрасно.
Потому что только болезни, трагедии, потери уничтожают наше высокомерие и развивают сострадание к другим людям, помогают прекратить совершать плохие поступки и в итоге приводят нас к настоящему, а не условному счастью.
Я проанализировала свою жизнь и нашла подтверждение этих слов в своем опыте. Именно моя самая большая боль – одиночества, потери смысла жизни, смерть близких, болезни, отсутствие призвания, болезненный опыт в отношениях и предательство повлекли за собой глубинную трансформацию.
Сегодня я могу понять практически каждую проблему, с которой ко мне приходит женщина. У меня большой набор эффективно действующих методик, потому что моя прошлая боль заставила меня это решать эти проблемы для себя, а сопереживание заставило разработать легко адаптируемые технологии, которые будут помогать не только мне, но и другим решать проблемы. Я не прожила каждую боль человечества, но я прожила достаточно, чтобы развить принципы работы с любым типом боли.
Теперь мне хочется передать вам слова Геше, который сказал:
“Что-то привело вас в этот момент. Вы могли бы быть где угодно, но личная трагедия привела вас к получению Дхармы (Знания).”
Поделитесь, а что заставило вас прийти и начать читать этот Дневник? И домашнее задание: посмотрите на свои жизненные трагедии: каким образом они помогли вам пройти этот путь и стать счастливее? Если вы еще не использовали трагедии для обретения большего счастья, проделайте эту духовную работу сегодня. Напишите об этом в комментариях.
И вопрос для самостоятельной работы: Можно ли остановить депрессию в моменте ее проживания? Если да, то как? Если нет, то почему?
Как всегда, мне хочется, чтобы вы сами приложили усилия к поиску ответа, прежде чем получить экспертный ответ из первоисточника. 🙂
День 5
Хорошо известно, что во время получения глубоких духовных знаний у человека запускается мощная чистка, которая часто проявляется в ухудшении эмоциональных и физических состояний. Вчера я проснулась с легкой зубной болью, а сегодня ночью вялотекущая боль стала острой. Если вчера я расстраивалась, что не могу спать от джэтлэга, то эту ночь я мечтала о том, чтобы моей единственной проблемой была смена часовых поясов. С каждым часом боль становилась все более и более интенсивной, а я все старательнее работала на двух уровнях – кармическом и классическом. А с утра, не выдержав, начала пить обезболивающие.
Рядом с чистой Дхармой мы получаем проценты со своих депозитов быстрее. У меня это точно так: я одновременно испытываю и невероятный душевным подъем от знаний и от окружения (сегодня, к примеру, у меня состоялась очень глубокая беседа с монахиней, которая уже более 20 лет практикует эту традицию и прошла 3-летний ретрит в полном молчании). Ее посвящал в монахини Кен Ринпоче, учитель нашего Геше.
Но одновременно мне доставляются проценты по депозиту страданий. Сегодня во время йоги было настолько больно, что пошли слезы, хотя я думала, что мягкие движения облегчат боль. Мне очень не хочется отрываться от ретрита и идти на прием стоматологу, но если в течение следующих двух суток легче не станет, видимо, придется.
В общем, то, что я сейчас переживаю – классическая смешанная карма. Где 90% того, что происходит в моей жизни я ощущаю как огромное благословение, и 10% как страдания. Но как и с любым другим видом страданий, даже наличие 1% боли настолько ощутимо, что отравляют весь остальной положительный опыт.
Именно поэтому, в данной традиции считается, что сколько бы счастья не было в твоей жизни, пока ты находишься на текущим уровне сознания, ты будешь оставаться в колесе сансары. To есть, пока мы имеем плохие мысли, слова и поступки, мы страдаем. Просветленный человек – тот, кто полностью избавился от всех видов “ментальных омрачений”. Ментальные омрачения как раз и есть причина слов и поступков, которые пополняют наш депозит страданий.
И несмотря на то, что в данный момент я проживаю самый счастливый период своей жизни, каждый день я вынуждена испытывать какую-то форму страдания. Иногда меня расстраивает уровень того, что я пишу. Иногда я разочаровываюсь в людях. Иногда мне хочется больше обратной связи от вас. Иногда я болею.
И эта внезапная боль зубного нерва – очень показательна, зачем я здесь. И почему мы не можем ждать лучших времен, чтобы заняться духовной практикой. Лучшие времена никогда не наступят.
Если вы проходили мой мастер-класс “6 опор женского счастья и успеха”, возможно вы помните, что я сказала, что духовная опора для меня самая важная. Но одновременно, я против того, чтобы люди совершали перекос в духовность, если они не стоят крепко на ногах, игнорируя потребности своей семьи, здоровья, и необходимости приносить пользу обществу. Такая “духовность” часто не имеет ничего общего с настоящей духовностью, а лишь является формой избегания своей кармы.
В момент, когда вы решаете сбалансировать все свои опоры (возможно, выделив духовную опору как главную) начинается танец.
Ведь с одной стороны, если ждать, пока остальные 5 опор будут крепкими хотя бы на 90%, то возможно вы так и не сможете начать духовную практику.
А если заниматься духовной практикой в ущерб остальным опорам, то она просто будет иллюзорной. Потому что настоящая духовная практика, как мы разобрали на мастер-классе, должна приводить к целостному укреплению всех опор.
Сегодня Геше взял плановый выходной и в течение всего дня нас обучают его ученики. А вчера, в подготовке к сегодняшнему дню, Геше сказал, что в будущем каждый из нас должен стать учителем Дхармы (в общем, достойная цель на следующие 25 лет у нас есть 🙂 )
Я, кстати, здесь встретила очень крутого психолога, которая совмещает классическую психологию с кармическим подходом и сейчас проводит клинические исследования на эту тему. Они разделили психических больных на 2 группы: одни лечится по классической технологии, другие – по кармической. И те, что работают по кармической, показывают гораздо лучшие результаты (я думаю, скоро мы услышим об этих исследованиях более подробно).
Давайте теперь я коротко расскажу, что мне особенно понравилось в сегодняшних лекциях.
1. Мы прошли 6 преимуществ медитации о смерти из Ламрим:
- Она заставит тебя практиковать Дхарму в первую очередь. (Нет прокрастинации!)
- Так как мысли о смерти очень сильные, они помогают уничтожить ментальные омрачения (то есть, сильно повреждает депозит страданий)
- Становится проще прощать и любить людей
- Помогает, когда возникают трудности и препятствия (так как на фоне главных задач многие препятствия меркнут)
- Будет помогать тебе до самого конца пути (полного освобождения от страданий)
- Когда ты достигнешь смерти, проделав работу, у тебя не будет страха, а будет чувство, что ты идешь на отличную вечернику
2. Сутра (стих) в Ламрим Ченмо: У среднего человека уходит: 20 лет на сон, 10 лет на детство, 10 лет старости. У тебя остается 35 лет. У тебя уходит время на семью, работу, тревоги, болезни. И если ты посчитаешь, сколько тебе остается для практики – оказывается всего 5 лет.
3. Дхарма – это внутренняя практика, нет никакого начальника, который поругает тебя за то, что ты делаешь что-то не так.
4. Постоянное откладывание самого важного – это форма лени. Даже когда вы заняты другими важными делами.
5. Учитель не может вывести тебя из сансары, он только может показать тебе путь. И вступив на него ты встретишь проблемы, потому что твои мысли и поступки не идеальны. Это своего рода честь, сражаться с этими препятствиями.
Вопрос вам сегодня: Какие 3 вещи заставляют вас растрачивать жизнь впустую? От чего вы готовы отказаться ради более высокой цели (например, укреплению духовной опоры, или опоры отношений, или опоры здоровья?) Напишите в комментариях.
День 6
Я всегда интуитивно знала, что в теме смерти очень много энергии. И как любая другая энергия она может быть как созидательной, так и разрушительной, в зависимости от вектора, который вы ей зададите.
Тот, кто пугается этой энергии живет либо в постоянной депрессии, либо в отрицании неизбежного (как некоторые герои “Матрицы”).
Тот, кто изучает ее и “пакует чемодан”, получает мощную созидательную энергию как для духовной практики, так и для создания жизни мечты.
Каждый день мы проводим различные тематические медитации на эту тему. У этих медитаций как минимум 2 цели: 1) оставить отпечаток в нашем сознании и усилить желание позаботиться о своем “чемодане” и 2) побудить нас проживать каждый момент жизни так, как если бы это был наш последний.
Представьте, что вы знаете, что сегодня – ваш последний день на этой земле (никто не верит в то, что мы можем уйти раньше своих родителей, но в моей жизни, к примеру, четыре моих сверстника за последние 10 лет умерли по разным причинам – автокатастрофа, болезнь). Так насколько более качественными будут ваши минуты в дУше, за завтраков и обедом, во время объятий с любимыми, если вы будете представлять, что это ваша последняя возможность получить удовольствие в этом теле?
Это один из примеров очень большого положительного энергетического потенциала, который каждая из нас может извлечь из темы смерти.
Также, предлагаю вам подумать: есть ли в вашей жизни переживания, которые меркнут перед действительно глобальной проблемы смерти?
Например:
- пара лишних килограммов, неидеальный живот или ноги
- обида на маму 20-летней давности
- неудачная прическа
- внезапное увольнение
- критика одноклассницы, которая подрывает вашу самооценку еще со второго класса
- потеря денег
Что забирает ваше внимание почем зря? И что из этого необходимо исключить из своей жизни раз и навсегда? Представьте, что вам действительно отмерян всего 1 день или 1 месяц. Неужели вы будете переживать о лишней складочке на теле, о недостатке дизайнерских сумочек, об отсутствии нагревающегося пола в доме?
Уверена, что в решающий момент отваливается абсолютно все лишнее, так почему бы нам не выкинуть все лишнее уже СЕГОДНЯ.
Скорее всего, в момент последнего дня вы будете сожалеть не о мелочах, а о глобальных вещах, которые вы не сделали. Как однажды сожалела я о главных вещах, которые не успела: не сделала ничего хорошего для этого мира и не стала по-настоящему счастливой.
Меня часто спрашивают, “где взять энергию и уверенность в том, что все получится, если я очень хочу фундаментально изменить свою жизнь?” И мой ответ: возьмите ее из смерти. Подумайте, что вы НЕ сделаете то, о чем мечтаете многие годы. НЕ научитесь быть счастливой. НЕ найдете свое предназначение. НЕ реализуете свой потенциал. Вот это, для меня, страшнее любой критики, временных падений и трудностей.
Так что, давайте, прямо сейчас, вы примите решение, от чего вы избавитесь в эту минуту и к чему ваше внимание больше никогда не вернется.
Мне очень понравилась одна фраза в фильме “Ешь. Молись. Люби”, когда Элизабет уговаривала свою подругу без каких либо угрызений совести наслаждаться лучшей пиццей в Италии. Она сказала: “я покончила с чувством вины.” Помню, как эта фраза стала мощный двигателям для меня в свое время. А когда подруга пожаловалась ей, что ее попа не влезает в джинсы, и поэтому она не может доесть самую вкусную пиццу в своей жизни, Элизабет ответила ей: “значит нам нужны новые джинсы.”
Это не значит, что мы должны объедаться и не заботиться о своем здоровье. Здоровое питание, как и физ. нагрузка, как и все положительное в жизни – наш вклад в депозит счастья. Но заботиться о себе нельзя из чувства вины. Также, как нельзя из чувства вины оставаться в плохих отношениях или на плохой работе.
Благодаря незапланированному проживанию смерти в 27 лет, я с любовью отпустила многих людей из своей жизни. Перестала комплексовать из-за того, что мое тело далеко от идеала (главное, чтобы оно было здоровое и энергичное). Прекратила стремиться к постоянству в плане жилья и научилась адаптироваться к любому месту, от самого простого до 5-звездночного. Стала намного проще относиться к одежде и внешнему виду. Когда во время путешествий по Азии время было ограничено и передо мной вставал вопрос – накраситься или сделать йогу, я в 9 из 10 случаях выбирала йогу (только если мы заранее не планировали съемки). Йога – часть моего чемодана, потому что асана за асаной она освобождает мое сознание от плохих мыслей.
Напишите в комментариях: от какого лишнего груза вы готовы избавиться, чтобы освободить пространство в своей жизни для радости и место в чемодане для самого главного?
С чем вы, как Элизабет, и как, я готовы покончить прямо сейчас?
Сегодня первый урок 6 дня провела невероятная женщина Конни, которая 6 лет проработала в хосписе, одновременно обучаясь по данной тибетской традиции. Она рассказала, как ежедневная забота об близких к смерти людей усилила ее духовную практику и научила по-настоящему ценить жизнь. Конни – воплощение любви и служения. Она – один из лучших примеров для меня, какой может быть женщина с твердым духовным стержнем и максимально реализованной женственностью.
Конни поделилась содержимым своего чемодана:
- Понимание принципа пустотности: что все объекты происходят из твоих ментальных семян (если эта тема вам непонятна, пишите, буду стараться прояснить в будущем)
- Весь совокупный опыт медитации
- Любовь ко всем живым существам
- Служение другим – обеты бодхисаттвы
- Ее учитель
А что бы вы положили в свой чемодан? Поделитесь в комментариях.